Что почём.
Я полагаю,самое время вернуться к спорной мысли
Розы Абрамовны Сироты о том, что театр – это подонковатый мир (террариум, так
сказать, единомышленников. Афоризм не
мой, а К.С.Станиславского!). Надо вам сказать, что Роза Абрамовна была и права,
и не права.
С одной стороны, она столько
лет работала в великих театрах, что имела полное право на такое мнение. Тем
более, оно не столь уж
парадоксально.
Любой Художник, в обобщённом понимании этого слова, ревнует к успеху конкурентов по
«цеху». Если Художник говорит, что он самодостаточен и ни к кому не ревнует –
это либо абсолютно бездарный
ремесленник, либо наглый ханжа! Такого
не может быть, потому что не может быть никогда! Я много лет прослужил главным режиссером и
знаю, что говорю! Во мне всю жизнь боролись две взаимоисключающие друг друга
профессии: режиссёр-постановщик и главный режиссер. Главный - это, в основном, второй по значимости после
директора, администратор. Он по должности обязан радеть за то, чтобы в театре
был лучший из всего возможного репертуар и лучшие режиссёры. А как постановщик,
он ревнует, если спектакль приглашённого или очередного режиссёра оказался,
Боже спаси! - лучше постановки его
самого. Вот и бегайте между двумя стогами сена, как пресловутый буриданов осёл! Я уже рассказывал вам про
Якова Семёновича Хамармера. Так вот, в его театре ставили все будущие лидеры
советского и российского театрального искусства, и я в том числе, уж простите
за бахвальство. Никто из великих главных режиссёров ленинградских театров, даже незабвенный мой Учитель Товстоногов, не
позволяли себе такой роскоши, как Яков
Семёнович. Георгий Александрович говорил: «В БДТ не может быть лучшего
режиссёра, чем Товстоногов!» И это при том, что он однозначно был гением! Как-то
я ставил в Кемерове, и мой большой друг, ныне ушедший из жизни, главный режиссёр Кемеровского театра, Борис
Нифантьевич Соловьев на пассаж о том,
что я пригласил к себе в театр на постановку молодого перспективного режиссера,
саркастически сказал: «А-а-а… Могильщика
себе готовишь! Ну-ну…» Самое смешное,
что этот прекрасный режиссер сегодня возглавляет мой новосибирский театр, где он, под моим
руководством, поставил свой дипломный спектакль. И это замечательно!
Так вот. На мой провокационный вопрос о
том, не боится ли сам Яков Семёнович воспитать своего «могильщика» Хамармер
ответил: «Сеня! Посмотри на афишу.
Написано – Фонвизин. Недоросль. Постановка Л.А.Додина. Обратил внимание
на шрифт? И никто не обращает. А внизу,
огромными буквами – Художественный руководитель театра, НАРОДНЫЙ АРТИСТ Я.С.ХАМАРМЕР. Ну, так у кого этот спектакль? У Додина?! Да нет же, у Хамармера!»
Этому стоило учиться!!
И ещё! Когда я покидал хакасский театр, чтобы
возглавить новосибирский областной, потом
театр «Старый дом», блестящий в будущем режиссер и прекрасный артист Б., о котором я уже писал, сделал мне такой комплимент, какого я не
получал больше никогда в жизни!
Он, невыносимо сложный и конфликтный
Художник, сказал мне: «Семён Яковлевич! Вы – единственный главный режиссёр, которого я
ни разу не послал на ….!» Надеюсь, вы
понимаете, чего это стоило!! И для него,
и для меня.
Окончание следует.
До
понедельника.
Добрый день, Семён Яковлевич! Вызывает уважение, что работая в театре, Вы сумели находить общий язык со многими. Ведь интриги,конкуренция, конфликты есть в каждом коллективе, даже маленьком и совсем простом. А уж театр...
ОтветитьУдалитьДа уж, дорогая Людмила Фёдоровна! В Новосибирске, когда уже будучи на выходе, я ставил последний и не очень удачный спектакль, две маленькие, бездарненькие "крысы" имели прекрасную возможность меня продать. Так вот: народная артистка Халида Иванова, с которой мы искали общий язык долгих пять лет, сказал им: "Только вякните! Вылетите из театра без выходного пособия!" А Халида, надо Вам сказать, имела непререкаемый авторитет в труппе. Я об этой истории узнал от артистов только в прощальный вечер.
ОтветитьУдалитьКак же сложно самому быть тонким, творческим человеком и работать с такими же людьми. Трудно и интересно.
ОтветитьУдалитьПоэтому, так быстро мы и "стираемся"- кто раньше, кто позже! Как бы мне ни хотелось, в моём нынешнем возрасте и состоянии я не могу соответствовать моему же собственному заработанному реноме. Как пелось в популярной в 50-х песне: "Уйду с дороги, таков закон - кто-то должен уйти!" Пришлось уйти и уступит дорогу молодым да наглым!
ОтветитьУдалитьСемен, как я с Вами согласна... Подписываюсь под каждым словом! Я работаю всю жизнь в саду, но меня не обходят эти передряги, если можно так сказать! Поэтому я не удивляюсь, что происходит в Ваше эшелоне!!!
ОтветитьУдалитьНаш эшелон - 20 000 метров. Сверзишься - костей не соберешь!
ОтветитьУдалить