воскресенье, 25 августа 2019 г.

НОВЕЛЛА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТАЯ (окончание)

                                             Что почём.

 Кто есть  кто?

И что есть что? Искусство – это субстанция непонятная.  Мой Учитель, Георгий Александрович Товстоногов, как-то сказал:  «Есть какое-то шаманство в  нашей  с  вами профессии!  Надеюсь, вы не думаете, что я дилетант.  Но, если честно,  я никогда не знаю, почему в этот раз получился шедевр, а в другой - позорище!»

Боже! Как прав был Учитель! 



Он, как и обещал, научил нас ремеслу.. Но – искусство…. Кому-то дано, кому-то – нет. И это – от Бога. Хотите – веруйте, хотите – не веруйте! Но ещё раз смею процитировать Владимира Семёновича Высоцкого:  «Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед Ним!»   

Один из моих, в чём-то заочных учителей, Николай Павлович Акимов, как-то раз  высказал потрясающую по глубине мысль. Он сказал:

- Вот мне говорят, дескать,  режиссер Т. поставил гениальный спектакль… Через полгода  -  еще один «гениальный»… Через полгода – ещё…  И вот тут-то и возникает вопрос:  А уж не ремесленник ли он?!

 Мудро. Художник обязан, хоть раз-два провалиться. Причем – катастрофически. Иначе это означает, что он  боится позволить  себе рисковать, искать что-то новое, далеко не гарантированное.   Проваливался и мой незабвенный Учитель, проваливался и я.  Дважды.  Причём, после  моего последнего провала я даже хотел уйти из профессии. Спас меня от фатального решения мой духовный отец, архиепископ Иосиф Верт, в то время – глава конгрегации католиков России.

 Дело шло  к 50-летию Великой победы нашей Родины над фашизмом.  При коммунистах обязательными  были, так называемые, «датские» спектакли. То-есть,  спектакли, приуроченные к какой-то дате – съезд Партии, День Победы и т. д…  И вот – ты свободен! Никто вышестоящий ничего не заставляет делать. И я решил поставить НАСТОЯЩИЙ, честный   спектакль к 50-летию Победы по велению души. Не потому, что надо, а потому, что душа требует. Воодушевление было неимоверным. И не только у меня – весь театр «ходил на ушах»! И вот наступил день премьеры. Успех был потрясающим!  Ветераны плакали! Губурнатор жал руку.  А я посмотрел из зала, впервые не вмешиваясь в процесс... Господи! Какой же это был стыд! Какая бездарная и гнуснейшая получилась в итоге конъюнктура!! В итоге, мне пришлось полгода воевать с директором, чтобы убрать это позорище из репертуара. И ведь билеты шли нарасхват! А это финансовый план и, соответственно,  премии!  Но, если ты Художник, а не конъюнктурщик, - отвечай за то, что содеял,  пусть даже из самых благих побуждений! Я  по гроб жизни благодарен артистам, которые меня поняли и директору, Нелли Александровне Новицкой. Очень мало кто из администраторов отказался бы от  живого дохода ради эфемерных чудачеств Мастера!

До следующего понедельника.

5 комментариев:

  1. Да, на это способен только настоящий Художник!

    ОтветитьУдалить
  2. Таковым и был Георгий Александрович. Я, как мог, старался следовать заветам Учителя. Когда более удачно, когда - менее. Но он был гений, а я, слава Богу - нет!

    ОтветитьУдалить
  3. Да, это честно!!! Не все способны на такой поступок!!! Я Вас понимаю, не хочется обманываться, но знаете, иногда надо! Моя администрация, как бы Вам сказать, даже не знаю, далека.... Не могу выражаться, поэтому я научилась молчать и подстраиваться. Приходится....!

    ОтветитьУдалить
  4. А и не надо молчать! Как сказано в великой книге Л.Соловьёва "Повесть о Ходже Насреддине: "Тут стоит ишак! Я вижу ишака, и я говорю -ишак!!"

    ОтветитьУдалить
  5. Искусство-субстанция непонятная... как верно это! Запомню фразу, чуть что, буду пользоваться.

    ОтветитьУдалить