Что почём.
Кто есть кто?
Кто есть кто?
И что есть что? Искусство – это
субстанция непонятная. Мой Учитель,
Георгий Александрович Товстоногов, как-то сказал: «Есть какое-то шаманство в нашей
с вами профессии! Надеюсь, вы не думаете, что я дилетант. Но, если честно, я никогда не знаю, почему в этот раз получился
шедевр, а в другой - позорище!»
Боже! Как прав был
Учитель!
Он, как и обещал, научил нас ремеслу.. Но – искусство…. Кому-то дано, кому-то
– нет. И это – от Бога. Хотите – веруйте, хотите – не веруйте! Но ещё раз смею
процитировать Владимира Семёновича Высоцкого:
«Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем
оправдаться перед Ним!»
Один из моих, в чём-то заочных учителей,
Николай Павлович Акимов, как-то раз высказал потрясающую по глубине мысль. Он
сказал:
- Вот мне говорят, дескать, режиссер Т. поставил гениальный спектакль…
Через полгода - еще один «гениальный»… Через полгода –
ещё… И вот тут-то и возникает вопрос: А уж не ремесленник ли он?!
Мудро. Художник обязан, хоть раз-два
провалиться. Причем – катастрофически. Иначе это означает, что он боится позволить себе рисковать, искать что-то новое, далеко не
гарантированное. Проваливался и мой
незабвенный Учитель, проваливался и я.
Дважды. Причём, после моего последнего провала я даже хотел уйти из
профессии. Спас меня от фатального решения мой духовный отец, архиепископ Иосиф
Верт, в то время – глава конгрегации католиков России.
Дело шло
к 50-летию Великой победы нашей Родины над фашизмом. При коммунистах обязательными были, так называемые, «датские» спектакли.
То-есть, спектакли, приуроченные к
какой-то дате – съезд Партии, День Победы и т. д… И вот – ты свободен! Никто вышестоящий ничего
не заставляет делать. И я решил поставить НАСТОЯЩИЙ, честный спектакль к 50-летию Победы по велению души.
Не потому, что надо, а потому, что душа требует. Воодушевление было неимоверным.
И не только у меня – весь театр «ходил на ушах»! И вот наступил день премьеры.
Успех был потрясающим! Ветераны плакали!
Губурнатор жал руку. А я посмотрел из
зала, впервые не вмешиваясь в процесс... Господи! Какой же это был стыд! Какая
бездарная и гнуснейшая получилась в итоге конъюнктура!! В итоге, мне пришлось
полгода воевать с директором, чтобы убрать это позорище из репертуара. И ведь
билеты шли нарасхват! А это финансовый план и, соответственно, премии!
Но, если ты Художник, а не конъюнктурщик, - отвечай за то, что содеял, пусть даже из самых благих побуждений! Я по гроб жизни благодарен артистам, которые
меня поняли и директору, Нелли Александровне Новицкой. Очень мало кто из
администраторов отказался бы от живого
дохода ради эфемерных чудачеств Мастера!
До следующего понедельника.
Да, на это способен только настоящий Художник!
ОтветитьУдалитьТаковым и был Георгий Александрович. Я, как мог, старался следовать заветам Учителя. Когда более удачно, когда - менее. Но он был гений, а я, слава Богу - нет!
ОтветитьУдалитьДа, это честно!!! Не все способны на такой поступок!!! Я Вас понимаю, не хочется обманываться, но знаете, иногда надо! Моя администрация, как бы Вам сказать, даже не знаю, далека.... Не могу выражаться, поэтому я научилась молчать и подстраиваться. Приходится....!
ОтветитьУдалитьА и не надо молчать! Как сказано в великой книге Л.Соловьёва "Повесть о Ходже Насреддине: "Тут стоит ишак! Я вижу ишака, и я говорю -ишак!!"
ОтветитьУдалитьИскусство-субстанция непонятная... как верно это! Запомню фразу, чуть что, буду пользоваться.
ОтветитьУдалить