Как я был лошадью.
Пока мы учились, постоянно
возникал чисто бытовой вопрос – презренный металл! Ну, ладно, хочется есть
- макароны с сыром стоили копейки, хлеб
в столовках вообще при коммунистах был бесплатным. Но ведь что мы за режиссёры без джинсов. А
стоили они в переходе метро от 70-ти рублей
и выше! Это при стипендии 28
рублей в месяц!
Мне, как я уже докладывал, было значительно легче - именная
стипендия (70 рублей) плюс рублей сто за
3-4 суточных дежурства по воскресениям на «скорой помощи», ну и еще пара-тройка
ночей там же. Но в юности я даже токарем зарабатывал больше. А много денег всё
равно никогда не бывает. Все, в том числе и я, подрабатывали съёмками в
массовках на Ленфильме и артистами миманса (это бессловесные костюмированные
болванчики в опере). Платили 3-5 рублей за съёмку и 3 рубля за спектакль в
Мариинском театре оперы и балета. В удачный месяц иногда набегало до 40 рублей
(полторы обычных стипендии!). И, кроме того, это была очень интересная и
полезная наука изнутри профессии для тех, кто не имел актерского образования и
театральной практики. В кино все было
достаточно банально – крик, шум, мат, «бежим туда – бежим сюда!» Иногда тебе
доставалось роль убитого солдата, иногда – буржуя в котелке на дальнем плане, в
общем, не соскучишься. «Петь» в опере было тоже вполне превесело. Так однажды я служил на сцене лошадью (см. картинку.)
Кстати говоря, в балете Минкуса «Дон
Кихот» «танцевали» живые лошадь и ослик,
мой тёзка по кличке, Семён Яковлевич! Об этом знаменитом ослике – в одной из
последующих новелл. А в другой раз я был обломком лодки в наводнении. Суть
заключалась в том, что за протянутыми из кулисы в кулису голубыми тряпками, изображавшими невские волны, нужно
было ползти на карачках с какой-то бутафорской деревяшкой, присобаченной на башку.
При этом надо было покачиваться – волны же – и не слишком отклячивать пятую
точку, чтобы она не выставилась из «воды» и не опошлила весь эффект!
И ещё один памятный спектакль. Шла у нас
опера композитора – кажется, Мурадели - «Ленин в октябре». Ленина «пел»,
то-есть не пел, потому как – вождь, а говорил народный артист Морозов в
портретном гриме, как в кино. Но поскольку все остальные пели на разные голоса,
было уже очень забавно. Миманс,
то-есть, мы, изображал революционных
солдат и матросов. Спектакль администраторы театра «заделали» (так у
профессионалов называется - распространить билеты) целевым. В смысле, целиком продали учреждениям, в том случае – школам.
В зале сидела банда из полутора тысяч школьников, которых чуть ли не пинками учителя
загнали туда в воскресение. Как вы понимаете, молодым людям не было никакого
дела ни до искусства, ни до вождя мирового пролетариата, и уж, конечно, ни до
октября семнадцатого года! На протяжении всего спектакля и в партере, и на
балконе царили гвалт, смешки,
повизгивания молодняка, в задних рядах
восю развлекались поцелуйчиками! А зрелище, надо вам доложить, было трехчасовое! В течение всех этих трех часов народный
артист Морозов, потевший в монтюре (это – лысый парик) багровел всё больше и
больше. Развязка наступила сразу после
того, как «вождь», безбожно картавя, провозгласил: «Товарищи! Революция, о
необходимости которой всё время говорили большевики, свершилась!!!» Как только
закрылся занавес, «Ленин», еще не успев
опустить поднятую в известном жесте руку, своим великолепным профундо проревел
прямо с «броневика»: «Какой ….. м…к …
мать …. мать …. тудыть его растудыть
…. заделывал это ….
(определение было предельно красочное, которое в переводе на литературный язык должно было означать что-то между свинством
и действиями развратного характера)!
Дайте его сюда! Я его (тут последовало яркое определение гендерной принадлежности
администратора) на колосниках подвешу за …. !!» Дальнейшее на официальный язык
перевести не представлялось возможным. Весь миманс на мгновение замер, а потом стал кататься по сцене, давясь
от смеха, кашляя, хрюкая, и вообще всячески проявляя свой неописуемый восторг
от речи «вождя».
О мимансе можно написать целую книгу, но
такой задачи я перед собой не ставил. Поэтому – только самые яркие воспоминания.
К концу третьего курса мы нашли надёжный
и стабильный источник дохода. Но об этом
в следующей новелле.
До понедельника.
Красота - требует жертв, точнее джинсы требуют жертв, а еще точнее джинсы требуют много работать. Интересная у Вас была студенческая жизнь+работа.
ОтветитьУдалитьДа, уж, Наташа, грех жаловаться. Я, кажется, служил всякой скотинкою, кроме ешака. Но об этом можно почитать в гениальной книге Соловьёва "Зачарованный принц". Очень советую, если ещё не читали.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Семён! Проблема презренного металла была, наверно, и у нас. Но я как-то воспринимала её просто - я росла в деревне, кушали с огорода, кто не гнушался работать на земле. А про джинсы мы, вообще, ничего не знали...
ОтветитьУдалитьВ Москве совсем иные потребности, а студентам таких вузов хотелось многого. Но я думаю, Вы, играя в таких спектаклях, и приобретали какой-то опыт?
Опыт был потрясающий, дорогая моя Людмила Фёдоровна! Нам, студентам Товстоногова, было проще, чем пятнадцати-шестнадцатилетним студентам актерских курсов. Мы были уже состоявшимися людьми, которые могли прокормить себя сами и прикупить джинсы, не сидя на шее папы с мамой. А уж что касается опыта!... Почитывайте мои следующие посты! Там немало любопытного и вообще преступного! Чего не сделаешь ради джинсов!!
ОтветитьУдалитьКак же, как же! Помню на одной опере специально поставленной для детей в театре оперы и балета в Новосибирске дирижеру досталось металлической пулькой из рогатки по лысине - так развлекались младшие школьники, которыми набили зал в целях приобщения их к классической музыке и опере в частности.
ОтветитьУдалитьОн додирежировал до конца, но наотрез отказался этим заниматься в дневных спектаклях по воскресеньям. Был это кажется Арнольд Кац?
Семен, я насмеялась!!! Вспомнила тоже, как нас гоняли на все оперы и балеты! Хохма! Вот когда я была уже студенткой и поехала в Москву, то во Дворце Съездов смотрела балет "Дон Кихот". В конце действительно выводили живую лошадь!
ОтветитьУдалитьРазнообразие ролей потрясает. У меня дочь в лицейском мюзикле, например, была колесом от кареты))).
ОтветитьУдалить