суббота, 13 ноября 2021 г.

НОВЕЛЛА СЕМЬДЕСЯТ ВТОРАЯ.

 

Последняя гастроль артиста.

                Прежде, чем рассказать о последних моих театральных гастролях, которые состоялись именно с велико-новгородским «Шутом» в первом российском театре имени Фёдора Волкова в Ярославле, не могу отказать себе в удовольствии рассказать ещё о паре забавных случаев, связанных с эти спектаклем.

            Как я уже писал, в Великом было немало, действительно, добротных, но отчаявшихся, артистов.  Мало того, что залы были пусты! Если им удавалось создать что-то более или менее стоящее, из-за пустой кассы, даже приличный спектакль игрался пять-шесть раз и тихо умирал. Я же рвал когти и пытался вселить в них надежду.

- Мастер, - говорили артисты. – Мы понимаем Ваш оптимизм, но, хоть вертись на пупе, сыграть нам удастся максимум 3-4 спектакля. Ну, зачем наживать грыжу?!

И тут я пошёл на совершенно не стандартный шаг; кажется, что-то об этом уже писал. Я сказал:

- Клянусь Вам честью, что, если мы поднимем эту глыбу  на полную катушку, спектакль будет сыгран все 8 раз, запланированных до окончания сезона! За дальнейшее я не отвечаю.

Рисковал я жутко, но артисты поверили. Мы сыграли его 10 раз! Мало того! Он шёл ещё целых три сезона с почти полными залами. Чего это мне стоило – другой  вопрос.  Но цель оправдывает средства.

Забавный эпизод случился, когда спектакль принимало управление культуры города.

Он пришёлся чиновникам по душе, но начальник управления


сильно засомневался в одной реплике. В финальном зонге, текст которого, как всегда, писал я сам, звучала такая провидческая фраза: «Не пропить бы тебя, как бывало не раз, не просрать бы тебя, Мать родная, Россия!»

 Слово, выделенное курсивом, почему-то его очень смутило, и  он попросил это слово  как-нибудь смягчить.

Я понимал, что спектакль в целом стоит того, чтобы не бередить чиновничьи раны, и сменил слово на «не проспать». Было немножко обидно, но Владимир Иванович Немирович-Данченко учил нас находить допустимые компромиссы на театре.  Я подумал, что это допустимый компромисс и решил насрать на такую не принципиальную мелочь.

Окончание следует.

До понедельника.

11 комментариев:

  1. Ну конечно, нельзя же такие выражения употреблять. "Проспать" это культурнее, хотя "просрать" сильно и правильно. Ну что ж теперь...

    ОтветитьУдалить
  2. Мне тоже думается, что первый глагол, особенно, для России - само то!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почему-то я вспомнила, что, когда Мусе было года четыре, она очень серьёзно попросила меня не употреблять слово "срач". Я и не осознавала, что частенько употребляла это слово.

      Удалить
  3. Приходится идти на компромис, Семен, даже сейчас. Великий Новгород достоин хорошего театра и спектакля.

    ОтветитьУдалить
  4. Но и крепкого (заметьте, литературного) русского словца град сей тоже достин!

    ОтветитьУдалить
  5. А ели бы Вы не заменили это словцо, то что?

    ОтветитьУдалить
  6. В замечательно смешной пьесе моих, добрых, к сожалению, уже ушедших друзей Бори Рацера и Володи Константинова "Сказка о любви", запрещенной к постановке главлитом СССР, но поставленной мной в студенческом театре 1-ого меда, из-за чего я чуть не вылетел из института. Слава Богу, я тогда был уже не комсомольцем, но ещё беспартийным. Отделался строгачем. Всё списали на мою политическую еще не зрелость. Так вот, в этой пьесе министр развлечений королевства (читай - министр культуры) есть такая реплика: "Рекомендуем, в порядке приказа...!" Я ответил на Ваш вопрос?

    ОтветитьУдалить
  7. И кстати, не то ли же самое происходит сейчас с "добровольной" вакцинацией??!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Семён, как я рада, что Вы правильно расценили эту совершенно абсурдную ситуацию. Из-зи того, что большинство моего окружения считают, что всё в порядка, что доброе правительство заботится о нас, у меня ощущение, что крыша едет. Хорошо, что Дидье, мои дети и мои родители такого же мнения, что и я.

      Удалить
    2. Само по себе наличие обязательного цензора между артистами с их новым спектаклем и публикой унизительно. Спектакль создаётся для публики, и только она решает, хорош он или нет, злободневен или нет.
      И это о свободе творчества. В России как-то никто ни с какими свободами не заморачивается, поэтому там такие истории - неприемлемая часть процесса.
      Далее дело техники и мелочей: какое слово уместно тут, а какое там…

      Удалить
  8. Семён, извиняюсь: я нажала на «Публикация» всего один раз, но мой коммент почему-то выскочил аж трижды…

    ОтветитьУдалить