пятница, 5 ноября 2021 г.

НОВЕЛЛА СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ (окончание).

 

           ТЕРРАРИУМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ (Окончание).

В дни, когда я ставил «Шута», в театре проходил конкурс на замещение должности главного режиссёра, от коего конкурса я сразу отказался. Я, наглец, привык к тому, что приглашают меня, а не я напрашиваюсь на работу.

Но! В этой затее решил принять участие телевизионный  режиссёр Владимир О, которого я первым в России пригласил на постановку  в «Старый Дом», которому передал свой театр, надеясь, что это надежные руки, и в котором я, в последствие, разочаровался, как в режиссёре... Но самое ужасное - как в человеке!! Для меня это был страшный удар! За всю мою богатую карьеру меня не предал и не продал ни один артист (если не считать мелочей, вроде новгородского мэтра), хотя, в принципе, продавать режиссера – это часть актёрской  профессии. А тут…

 «О» почему-то решил, что я намерен составить ему конкуренцию в борьбе за кресло в Новгороде, хотя этого и близко не было.  Он не возглавил этот театр, как и я. Мы встречались, улыбались, обнимались, сидели за чашечкой кофе. А потом, один очень порядочный новгородский артист, игравший у меня шута Балакирева, рассказал мне такую историю:

- Вы помните, Мастер, свою репетицию, когда Вы принесли колоду карт, показали несколько фокусов, и сказали, что князь Меньшиков и шут должны этому научиться.


 (А я, действительно, придумал забавную фишку, когда Меньшиков играет с Балакиревым в карты во время их беседы в бане, где князь с шутом  пытаются друг друга обмишулить, но расходятся вничью. Кстати, карточные шулера из них оказались никудышние). 

- Так вот, продолжил артист, Ваш «друг»  В.О. сказал нам, что знает Вас по «Старому Дому»,  и что Вы там играли в карты на деньги, обчищали артистов и пили по-чёрному.  Зная В.О., я не мог этому поверить, пока не получил несомненное подтверждение сему факту.  Но это – театр! Террариум единомышленников! Понятно, когда тебя предают враги. Но когда друзья... В гениальной пьесе Эдмона Ростана есть вещие слова, которые произносит Сирано де Бержерак:

«За правдой шагаем по трупам,

За правдой идти далеко.

Друзей сосчитать слишком трудно,

Друзей, к сожаленью, легко!»

 

Но.. Век живи, век учись. И это при моём-то опыте. Было очень мерзко.

Новгородское руководство сделало мне предложение, от которого я отказался ещё до обсуждения финансовой составляющей. Я был готов впрягаться, если в сие болото смогу пригласить 4-5 хороших, проверенных  артистов. Но они должны были поучать достойную зарплату  и иметь достойное жильё, а не общагу.  (Кстати,  почему я,  в последствие,  принял приглашение карелов.  Директор русского петрозаводского театра,  Ирина Георгиевна Русанова, сумела найти деньги и подписать более, чем достойный в те годы контракт со всеми участниками проекта, кстати, и со мной).

Чтобы вы понимали, что такое есть настоящий директор театра:

По контракту я получал втрое больше, чем планировало министерство культуры РФ и министерство финансов (тогда ещё был настоящий министр финансов, а не Силуанов).  Артисты, в зависимости, от занятости, - тоже. Где она брала деньги – не знаю. Впрочем, это было не мое дело.

Моё дело было создать театр. И мы с директором его создали. Он  стал легендой Карелии, хоть и короткой.

Художник не обязан творить без денег.  Впрочем, если деньги для него - фетишь, то он уже не художник. Иногда полезно побыть голодным.

Мы даже успели съездить на ежегодный пушкинский фестиваль, много лет подряд проходивший в псковском театре. Надо сказать, что без энергии и фантастической пробивной способности директора Русановой, поездка не состоялась бы. Она сумела пригласить питерских критиков на отсмотр нашего с маэстро Стачинским диптиха по «Маленьким трагедиям» Пушкина.

 

Она смогла найти деньги на два автобуса от Петрозаводска до Пскова и обратно, и организовать всё по высшему разряду. В псковской гостинице мы жили так, что москвичи из МХАТа слюнки пускали, и всё такое.

 

До следующего понедельника.

 

8 комментариев:

  1. К сожалению с предательством друзей в жизни приходится сталкиваться. Это не то что обидго-это больно и мучительно.

    ОтветитьУдалить
  2. Меня Бог миловал. Капитально предал только один "О".

    ОтветитьУдалить
  3. "Предают враги", бывают благородные враги, которые всегда верны своей вражде. Или когда предаёт враг, он не далет гадости, а наоборот, вдруг, добро. Тогда он враг - предатель.))))Это так, моё дурацкое отступление.
    Наконец-то дождалась продолжения. Мы с Дидье давно выпали из пространственно временного континуума. Поэтому я забегаю каждый день в предвкушении лакомства. Сегодня дождалась. Да, занятная история. Отсюда заголовок "Террериум...."
    Семён, Вы помните рассказ Марка Твена о том, как он просил руки одной девушки? Отец этой девушки, её звали Оливия, попросил Марка Твена принести три рекомендательных письма от своих друзей. Когда отец Оливии получил эти письма, он позвал Марка Твена к себе и сказал:"Эти три человека, это действительно Ваши лучшие друзья?" Марк Твен сказал, что, конечно. Что это самые верные, близкие ему люди. В письмах были написаны страшные ужасы о Марке Твене. О том, что он ограбил приют, что он разорял обманом старушек.... Марк Твен был в гоке. И тогда отец Оливии сказал:"Теперь я буду Вашим настоящим другом".

    ОтветитьУдалить
  4. Твен - писатель нашей юности. А рассказ я подзабыл, спасибо, что напомнили.

    ОтветитьУдалить
  5. Приветствую, Семён! Прочитала сразу всё - начало и окончание. Вам очень повезло, что был только один "О"... Мне почему-то казалось, что в артистической среде часто "подсиживают" друг друга- из-за ролей, из-за заказов на выступления, да просто из-за неприязни... Не так?

    ОтветитьУдалить
  6. Именно так, дорогая Людмила Фёдоровна! Но это понятно, Артисты ревнуют к успеху друг друга. По-настоящему талантливые люди - это очень тонкий инструмент, который расстроить - раз плюнуть. А посредственные артисты - вообще катастрофа. Они часто ненавидят таланты, которые рядом.

    ОтветитьУдалить
  7. Как хорошо вам было в Карелии, Семен. Все зависит от умных руководителей.

    ОтветитьУдалить
  8. Оно, конечно, да, но всё порушили карельские нацики. Как я уже писал, после ремонта здания, они просто оставили только оперу и балет, а русский театр просто разогнали. И всё.

    ОтветитьУдалить