воскресенье, 31 октября 2021 г.

НОВЕЛЛА СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ.

 

ТЕРРАРИУМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ.

Такого кошмара не было даже в Хакасии, где я был молодой, глупый и наглый.  С первой  же репетиции мне пришлось разнимать жен ведущих артистов театра, хотя у каждой из них была бенефисная роль. Дошло до того, что я пригласил в кабинет обоих заслуженных мужей и сказал:

 

 «Вот что, мужики! Если вы, не уймёте этих ваших «те се зеть», как говорил великий Райкин в одной из своих миниатюр,  и если завтра я услышу от них хоть одно слово, типа «б…, или что-то подобное, ни эти бабищи, ни вы больше в моем спектакле не работаете!  Возьму, к чертям собачьим,  студентов!  Мне доказывать нечего. Я  и так уже всем и всё доказал!»

Поверили, подлецы испугались! Назавтра была тишь, да гладь,  да Божья благодать! Дамы расшаркивались, целовались и прочее. Ну, артисты, что с них возьмешь! Слава – вещь сладкая, но  заразная. По себе  знаю.

Если вы полагаете, что на этом закончились проблемы… Ха-ха! Через какое-то время начался саботаж. Один из мэтров театра, решил, что у него  не достаточно выигрышная роль и что именно он, несмотря на свои 75 лет, 150-ти килограммовую фактуру и тугоподвижность всех суставов, должен был играть Петра. Он объявил себя тяжело больным и перестал появляться на репетициях. Затем «заболел» ещё один артист.  Я немедленно пригласил вместо него щенка-студента, а сам стал репетировать вместо мэтра. Короче, всё висело на волоске. И тут произошло судьбоносное событие. Замечательный артист, который блестяще репетировал Егужинского, действительно сломал ногу! Больше вариантов заткнуть дырки у меня не было, и придя утром на репетицию, я уже хотел объявить, что закрываю лавочку, но… Помните гениальный роман Стейнбека «Люди и мыши»? Среди артистов то же самое. Так вот, этот  «сломавшийся» артист не сломался. Когда я вошел в репетиционный зал, он сидел на своём обычном месте, весь в гипсе и в костылях! 

 

Оказалось, что он отказался от госпитализации, что было с бытовой точки зрения, идиотизмом, утром вызвал такси и приковылял на работу! Как бывший травматолог  я, понимая масштаб травмы (перелом обеих костей голени со смещением), из стационара его ни под каким видом не выпустил бы. Но это был поступок настоящего мужика и настоящего Артиста. Из тех, про кого наш общий Учитель, Констатин Сергеевич Станиславский, говорил: «Любите театр в себе, а не себя в театре!» Артисты опомнились и оценили. Больше с ними у меня проблем не было. Поняли, собаки!

Этим история не закончилась. Ко дню премьеры этот артист еще не вылез из гипса, хотя уже хромал с палочкой. Накануне он сказал мне: «Мастер! Вы сами приличный артист. Сыграйте за меня 2-3 премьеры, пока я не избавлюсь от гипса».

-Ты же почти нормально ходишь, - удивился я.

-А историческая правда, - ответил он. – Егужинский гипса никогда не носил.

- Не умничай! – рявкнул я. – Есть правда истории, а есть правда театра. Даже если бы ты не вставал с носилок, играл бы премьеру на носилках!

В итоге, я придумал несколько реплик про то, что Ягужинский на охоте, который, если следовать букве истории,  не любил охоту, упал с коня и так далее…

Уже на финальном этапе работы меня ждал совершенно неожиданный «сюрприз».

Окончание следует .

До понедельника.

8 комментариев:

  1. Как же сложно работать с людьми. А уж тем более творить этим мощным инструментом, которым надо владеть.

    ОтветитьУдалить
  2. Это совершенно верно! Хотя драматург Евгений Шварц устами Министра-администратора из "Обыкновенного чуда" утверждал, что "нет работы вреднее придворной". Чёрт его знает, я во власть не ходил и никогда не хотел.

    ОтветитьУдалить
  3. Вот это стресс… И попробуй-ка заставь труппу двигаться в заданном направлении, когда каждый тянет в свою, как лебедь, рак и щука.
    Таких ситуаций наверняка было не одна…
    И отличный выход из положения нашли, Семен!
    Артисту же, игравшему Егужинского, низкий поклон. Достойные люди идут на амбразуру…

    ОтветитьУдалить
  4. Действительно, таких ситуаций у меня было до дьявола. Одна только история с Эльзой Михайловной Коковой в Хакасии чего стоит. Но в таких форсмажорах решение, обычно, принимается интуитивно. Начнёшь думать - начнёшь колебаться. И пиши пропало. А артист тот однозначно АРТИСТ!

    ОтветитьУдалить
  5. Вам повезло с артистом, Семен. А то пришлось бы самому играть на сцене. А "дам" вы хорошо приструнили.

    ОтветитьУдалить
  6. Ну, в итоге мне всё равно пришлось играть 4 или 5 премьер Князя Папу за строптивого мэтра. А последние из этих 5-ти спектаклей ездить в Великий из Питера. А это 10 часов пути туда и обратно. В итоге мэтр понял, что обходятся без него и сразу поправился. Другое дело, я до сих пор не представляю себе, как играл бы, например, Екатерину.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ха-ха-ха!!
      Наверное бы все равно сыграл…
      Когда-то женщинам запрещено было вообще играть в каких-либо спектаклях, и мужчины справлялись со всеми женскими ролями…
      .-)

      Удалить
    2. Вот такая наша театральная планида. Екатерина, конечно, пришлась бы мне не по статусу. Особенно, будь дело сегодня, когда чёрт поймёшь, где мужчина, где женщина, а где "оно". Кстати, очень любопытная штука открылась мне, когда я переводил "Орленка" Ростана. Там есть сцена, где первого сына Наполеона, Франсуа, при австрийском дворе обучают немецкому, ненавидимому ему (как и мне) языку. Учитель подчеркивает ошибку герцога и говорит говорит: "Где нужно dere поставили Вы die !" Это про артикль к написанию слова в написании слова Франция. Артикль dere средyего рода а die женского. Так вот Франсуа ему отвечает: "А мне не нравится бесполое "оно", ведь Франция - кокотка, но не шлюха"! Кстати, единожды мне пришлось в экстренном порядке играть бабу, правда, Бабу Ягу.

      Удалить