суббота, 13 июня 2020 г.

НОВЕЛЛА ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ.

                                                                   Восхождение.

           Так начинался штурм вершин! Мы с Нелли Александровной начали строить театр. Начиная от технарей, и кончая вахтерами. Искали единомышленников. На это ушло почти два года. Но…  Когда я в первый раз появился на спектакле еще не моего тогда театра, на двухстах сорока местах зала сидело меньше тридцати зрителей. Через полгода билеты  спрашивали уже от метро. Не хвалюсь, но это факт. И я жутко этим фактом горд. Не знаю, чьей заслуги в этом было больше – моей или директора. Наверно, справедливости ради, пополам! Через два года станцию метро «Речной вокзал» переименовали в станцию «Старый дом», поскольку по вечерам там было столпотворение. Билетики спрашивали ещё у дверей вагонов.

Когда я в последний раз был в "Старом Доме" на 75-летнем  юбилее, станция опять называлась «Речной вокзал», и это меня жутко расстроило.  Но...  Что делать? Жизнь идёт, и новым людям, по-новому надо заслуживать очередною смену названия станции.
Первое, что мы сделали, так это выстроили не традиционный репертуар. То, что  можно было увидеть у нас,  нельзя было посмотреть больше нигде.  Ну, вспомнить хотя бы такие спектакли, как «Пикник на обочине» - у нас он (с благословения братьев Стругацких, вернее, Аркадия Натановича, поскольку Борис Натанович к тому времени уже ушёл из жизни) шёл под  названием «Любовь и проклятие Рэдрика Шухарта». Когда  я показал текст инсценировки,  созданной мной с моим постоянным соавтором Рудольфом Ерёменко,  Аркадию Натановичу, проживавшему тогда в Питере (а на титульном листе значилось «С.Ерёмин - мой литературный псевдоним), и  Р.Ерёменко,  по мотивам романа братев Стругацких», он почесал затылок и сказал: «Ну, ребята, это уж по мотивам, так по мотивам, мы c Борей и половины этого не писали! Впрочем, никаких идей, под которыми мы не могли бы подписаться, в вашем тексте нет. Ставьте на здоровье.  Попутного ветра вам в ж…!.  Нашему реноме это уже не повредит, а если вы обделаетесь, так это ваши проблемы». Слава Богу, ни они, не мы не обделались. Спектакль имел настоящий успех, я им очень горжусь. Правда, это весьма приблизительно относится к тексту романа, и вообще никакого отношения к «Сталкеру» Тарковского. Но ещё великий Юрий Петрович Любимов как-то сказал: «Литературная основа для моих спектаклей имеет самое приблизительное отношение к тексту автора, как бы велик он ни был. Для меня важна идея, а уж как я её раскручу – проблема моя, а не писателя!» Театр это не вполне самостоятельное искусство, но и это весьма относительно, если театральный художник – самостоятельная величина.
Или «Бес» - блистательная пьеса молодого российского драматурга Иванова, которого мы открыли для большой театральной российской аудитории …  Да мало ли что.
Или «Проклятие меча» - японская классика, с которой мы покорили  Токио, и Саппоро. 

 

Ну,  поцеловал тебя в темечко Господь, изволь соответствовать. Если бы Вам, мои дорогие, удалось посмотреть подряд «Пир во время чумы» Швейцера, Любимова и мой, Вы бы были в полном шоке. Текст Пушкина каноничен,  но кто бы поверил, что в основе этих спектаклей лежит одно и то же произведение. И, кстати, про мой вариант «Пира во время чумы»! Половина учителей словесности меня поносила совершенно не литературными словами, половина кричала о том, что «вот именно так надо преподавать Пушкина молодёжи»!
Тут самое время сказать о том, что меня всё время интересовала мистика и преследовали какие-то оккультные силы. Так в ночь перед премьерой «Беса» рухнула правая стена зрительного зала, где-то метров квадратных около 20-ти! А если бы там сидели зрители?! Гениальный актер, любимый всеми нами, Андрюшка Сидоренко (был он из серии Эйбоженко-Даль-Высоцкий) игравший в «Пикнике»,  Рэдрика Шухарта трагически погиб.  Даже боюсь писать, какие глюки были с «Проклятием меча»!
Это было время поисков, рисков, находок и провалов. Но, ей-Богу, это было великое время! И понимали это все.  Поэтому, при всей конфликтности театрального организма, мы делали одно классное дело!  Включая буфетчиков, билетеров и вахтёров!  
Мы по всей стране и за её рубежами находили художников,  дизайнеров, композиторов, фотографов и даже – шофёров!  И, разумеется, режиссеров и артистов.  Это было что-то невообразимое по уровню драйва!
Один пример. Мне написал артист из Архангельска, Василий Васильевич Байтенгер, тогда просто Вася. Сейчас он заслуженный,  и Васей я просто не рискую его назвать, он без пяти минут, а может, и уже  народный. Прислал фото. Ну, артист, как артист. А мы как раз ехали через Москву на фестиваль в Смоленске. Договорились, что он подскочит туда из Архангельска,  где мы переезжали с вокзала на вокзал и  имели пять часов перестоя. Ночью мы встретились. Он поразил меня тем, что не имел ни малейшего отношения к фото.  Я как-то сразу решил - не то. А потом мы всю ночь  гуляли по заснеженной Москве, и Вася,  не останавливаясь,  читал мне стихи. Есенина, Пушкина, Бродского, Пастернака….  В итоге, я  пригласил его в театр. И полтора года не знал, куда его девать. Однозначно, талантливый, не стандартный  человек, но никуда не вписывался, как многие одарённые люди. Дошло до того, что он, исключительно порядочный артист, пришёл ко мне и сказал:
- Семён Яковлевич! Я зря получаю зарплату. Отпустите меня!
Я же был чертовски зол, потому что очень редко ошибался в артистах. Я ему сказал:
- Вася! Если за полгода я не пойму, зачем тебя пригласил – иди. Сделаю всё, чтобы ты нашёл свое место в Новосибирске.
Через три месяца я набрел на пьесу Кима (это не Юлик Ким, а драматург Рома Ким) «Проклятие меча». Спектакль, которому было суждено стать судьбоносным в истории театра, да и моей - тоже. И вдруг выяснилось, что Вася, как и я, помешан на Японии, что он владеет искусством боя  на катанах (самурайских мечах), и в итоге японцы объявили его самым самурайским самураем в спектакле.  Он на фото справа.


 


Слева - моя ученица, блистательная актриса и педагог Ирочка Серебровская (ныне – Иванова), которая сейчас служит в театре имени Образцова  и преподает в студии МХАТа в Москве.
Дальше все пошло, как по маслу, и Вася блестяще сыграл несколько главных ролей, как в русской, так и в зарубежной классике. Да и сейчас он один из ведущих артистов «Старого Дома».  Скажете – случайность? Да нет! Провидение и промысел Божий!  (Я не устаю ссылаться на Бога, поскольку верую в Него и всегда  нахожу в Нём поддержку).

Продолжение следует.

До понедельника.



17 комментариев:

  1. Здравствуйте, Семён! Неисповедимы пути Господни. Вы попали на своё место, поэтому фортуна Вам благоволила со "Старым Домом". Спасибо, что делитесь с нами своими воспоминаниями! Интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не за что меня благодарить, Ларисочка. Вам спасибо, что читаете! Меня это, действительно, очень подде6рживает. Если есть хоть один заинтересованный читатель, это уже работа не в стол.

      Удалить
  2. Очень интересный взгляд на процесс группового творчества и создания театра как живого организма.
    Действительно мистический процесс

    ОтветитьУдалить
  3. В искусстве и правда много мистики и детерминирующих факторов. Недаром Мастер говорил, что, кроме таланта, для успеха необходимы провидение и фарт! Ну, и конечно, пахать надо не по 6-7 часов в сутки.

    ОтветитьУдалить
  4. Семён, без мистики, видимо, не куда не деться в творческом деле. Уж сколько наслышана про съёмки разных фильмов и необъяснимыми последствиями во время работы актёров. Вот и Вас это коснулось.

    ОтветитьУдалить
  5. Насколько я помню, Вика, Вы не веруете ни в Бога, ни в Чёрта. Но такие штуки, которые неоднократно происходили со мною в обеих главных профессиях, я, будучи обладателем трех дипломов о высшем образовании, хоть тресни, объяснить не могу.
    Попытался разобраться в новом интерфейсе. Кое-что понял, но пока сплошные проблемы. Впрочем , пока остается функционировать и нынешний, что облегчает ситуацию.

    ОтветитьУдалить
  6. Я смотрела , как завороженная!!! Не передать словами эти эмоции, конечно переплетение таланта и мистики, да еще и вложенный труд... Это о многом говорит!

    ОтветитьУдалить
  7. Ирочка, спасибо! Только я не понял, что ты смотрела. Неужто запись спектакля?! Кому-то я несколько сносок на просмотр записей отсылал, но точно не помню, кому.

    ОтветитьУдалить
  8. Похоже что вы свегда любили что-то мистическое, Семен. Если есть запись спектакля - то обнародуйте, плс. Я вижу ваша депрессия постепенно проходит, даже вы обещали прогуляться по Невскому.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня есть ссылки в сети на несколько спектаклей. Могу сбросить. единственное - они как-то по-хитрому открываются. Хорошо бы, у Вас был консультант по "ящику". Впрочем, я попробую сам вспомнить последовательность. В таком случае - отпишу.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Семён! Второй раз к Вам захожу, вчера не получилось оставить комментарий - завис компьютер.
    Я читала об этом театре в каком-то омском журнале. А Ваши новеллы - это замечательные воспоминания о том времени, когда Вы там занимались творчеством (слово "работа" как-то не вяжется). Кстати, а откуда такое название у театра - "Старый дом"?

    ОтветитьУдалить
  10. До того, как я принял театр, он назывался "Новосибирский областной театр". Программу "Старый дом", которая и стала именем театра, придумал я. Идея заключалась в том, чтобы создать уютный театр с домашней обстановкой во всех компонентах - от гардероба ("театр начинается с вешалки") до взаимоотношений между всеми, без исключения, работниками театра. В определённой степени это получилось. Ну, а непосредственно о творческой программе я уже писал и буду писать дальше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Семён Яковлевич! С удовольствием жду продолжения.

      Удалить
  11. Да, муки творчества. Постоянные сомнения, умение тонко чувствовать и передавать это. Сложная, тонкая игра на струнах души.

    ОтветитьУдалить
  12. В юности я профессионально занимался футболом, В силу обстоятельств, уйти пришлось рано. Это было очень тяжело. Не легче было оставлять и хирургию. В искусстве я реализовался, практически, по своему максимуму. Поэтому завершать карьеру было особенно мучительно. Я так и не восстановился психологически.

    ОтветитьУдалить