пятница, 8 мая 2020 г.

НОВЕЛЛА ПЯТИДЕСЯТАЯ.

                                                          ВСЕХ С ДНЁМ ПОБЕДЫ!

                                                        Далее - по порядку. 

 И, раз уж мы вернулись к давешним временам и Великим Мастерам, я немного продолжу эту тему. Питер Брук. Великий режиссёр и первооткрыватель, но , кто, кроме профессионалов, нынче  его помнит?! А те, кто учился на его открытиях… 
Например, мы, грешные. И даже мой великий Учитель не брезговал учиться у него. Однажды он  вернулся после визита к Мэтру Бруку  в прошлую Великую Британию, к которой сегодняшняя жалкая пародия на неё не имеет никакого отношения,  и рассказал нам следующее.

- Я был уверен, - сказал Мастер, - что никакое осовременивание великой классики невозможно и порочно. Но вот я увидел  «Тимона Афинского» у Брука. Там персонажи одеты кто во что – рванина, джинсы, классика,  никакой костюмной историографии! Да и тема отнюдь не средневековая.

 

И  я понял, что в искусстве нет табу! Есть талант, и есть бездарность. И дай вам Бог это понять и осознать на вербальном уровне! Талант имеет право на всё! Бездарность – это путь в никуда! Никакое ремесло таланта не заменит. Разумеется, нужны и ремесленники! Ремеслу я вас научу.  Но ремесленников тысячи,  дай им Бог удачи.  Художники  же - товар штучный!

То, что гениальный Художник имеет право на всё, сам я понял задолго до  этого разговора, посмотрев «Гамлет» в постановке Камы Гинкаса в Красноярском ТЮЗе (вспомните гениального студента Г. в одной из предыдущих новелл!), которая шла на ленинградских гастролях театра.  Я ещё только заканчивал школу, играл в замечательном  детском Театре Юношеского Творчества при ленинградском Дворце пионеров и только начинал интуитивно постигать театр. Я пошёл на «Гамлет» Камы Мироновича.  В фойе я, как обычно, купил программку, открыл и… из орбит у меня начали вылезать глаза. Там было написано следующее:

Действующие лица и исполнители (исполнителей я тогда не знал ни одного, хотя там уже играла моя будущая однокурсница, Варя Шабалина):

Гамлет, принц датский.

Тень отца Гамлета – однокашник Гамлета!!!

Клавдий, король Дании – однокашник Гамлета!!!!

Гертруда – его жена– однокашница Гамлета!!!!!

Офелия – однокашница Гамлета!!!!!!

И т.д.

 
 
Сперва,  я хотел немедленно уйти, сочтя такое издевательство над Вильямом нашим Шекспиром, кощунством. Но потом мне стало любопытно: кто же тут из нас идиот – я или Гинкас. И я остался. Когда я понял, в чём заключался гениальный замысел Камы, я окончательно определился с будущим жизненным путем. Оказалось, что Кама придумал спектакль о том, что неважно, кто чей папа, кто чей любовник, какой строй, какой век... Была некая  команда ребят-однокашников с равными правами и равными возможностями. Но кто-то в итоге стал кристально честным философом Гамлетом, кто-то убийцей и предателем (Клавдий), кто-то пресмыкающимся (Розенкранц и Гильденстерн)…  И каждому было суждено нести свой крест! Оказалось, что текст пьесы позволяет исследовать этот феномен, как нельзя, лучше! Особенно, учитывая то наше тогдашнее неспокойное и лживое время. Это настолько завораживало, что я неделю не мог придти в себя. Потом я видел ещё несколько постановок Гинкаса.  
  

До понедельника.

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Семён! Да, удивительная интерпретация "Гамлета". Спасибо, что поделились! С Днём Победы!

    ОтветитьУдалить
  2. Спектакль был, действительно, выдающийся! Варюшка Шабалина потрясающе играла Гертруду. Тогда же я впервые познакомился с ныне народным художником России, многолетним главным художником БДТ, Кочергиным. И вообще, действительно, об этом стоило вспомнить.

    ОтветитьУдалить
  3. С праздником, Семён! С Днём Победы!
    СПАСИБО ГЕРОЯМ,
    СПАСИБО СОЛДАТАМ,
    Что МИР подарили,
    Тогда - в сорок пятом !!!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за поздравление! Фрицев победили, Бог даст, и вирус одолеем!

    ОтветитьУдалить
  5. Мой первый муж завоевал меня, пригласив на первое свидание на закрытый, элитный просмотр "Махабхараты" Питера Брука. Я была потрясена.
    С Днём Победы, Семён!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Как же я понимаю Вашего первого мужа! Я был знаком с Питером, правда, шапочно! С каким количеством Великих я был знаком! Я, простой еврейский мальчик, сын рядовых советских врачей! Ну, и как я после всего этого могу не любить советскую власть?! Кто бы я был, если бы не Советы?! А с другой стороны, что бы это была за страна, если бы коммуняки, к коим и я принадлежал, не рухнула?! Какая же сложная штука жизнь! С Праздником!

    ОтветитьУдалить
  7. Семён Яковлевич, с праздником!Хочется поздравить всех. Всех без исключения. Эта победа общая, она одна на всех, как один на всех этот хрупкий мир, как один на всех у нас дом — наша голубая планета. С праздником всех нас! Да будет мир во всем мире!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за поздравление, Людмила Фёдоровна! И еще раз - с Праздником!

    ОтветитьУдалить
  9. С прошедшим праздником, Семен!
    Интересно почитать ваш диалог с известным Мастером. Я к сожалению в то время этот спектакль не видела, а только фильм со Смоктуновским. Это заставило меня прочесть Шекспира в прекрасном переводе Лозинского.

    ОтветитьУдалить
  10. Шекспир хорош во всех перевода. Я знаю, по крайней мере, четыре. Но лучшие переводы, несомненно, принадлежат перу Пастернака.

    ОтветитьУдалить
  11. Семен, примите мои искренние поздравления! С Днем Победы! Здоровья, радости, улыбок, а главное - МИРА! Согласна, таланту можно все!

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за поздравление! В свою очередь, ещё раз поздравляю! Мне посчастливилось встретить очень много поистине талантливых людей. Гениальных - гораздо меньше, но будь их много, чего бы стоил гений?

    ОтветитьУдалить