воскресенье, 17 мая 2020 г.

НОВЕЛЛА ПЯТИДЕСЯТАЯ (продолжение).


                         Дела давно минувших дней…

Расскажу  Вам ещё об одной работе Гинкаса, которую  я видел в рижском русском театре. Была такая пьеса молдаванина Иона Друце «Именем солнца и земли».  Там речь шла о том, что двое – тоже однокашников – один стал животноводом, другой – первым секретарём обкома КПСС, встретились на перекрёстках судьбы.
  И вот скромный сельский труженик, который сердцем болеет за деревню и природу, прорывается к своему однокашнику, который имеет власть, чтобы что-то решать, поскольку сердце крестьянина болит из-за того, что идиотские директивы партии рушат равновесие природы и грозят катастрофой. Но есть директивы! Пьеса построена на диалоге двух настоящих разнополюсных личностей: один апологет реальной жизни, другой – циркуляров из центра.  Диалог жёсткий, в кровь. А на столе первого секретаря стоит аквариум с рыбками. И вот, в какой-то момент этого  диалога, первый секретарь замечает, что в аквариуме стало мало воды. Он берет графин и выливеат воду из него в аквариум. Однако, вода катастрофически убывает. Секретарь берет бутылку боржоми и выливает ее в аквариум. Вода исчезает. Он зовёт секретаря, тот приносит чайник...  Короче, вся вода из аквариума ушла. На дне трепыхаются ещё живые рыбки, которым уже нечем дышать! Образ ошеломляющий! Весь зал рыдает, потому – рыбок жалко.
- Ну, вот, говорит крестьянин. - Ты хоть что-нибудь понял?!
Не помню,  понял ли что-то первый секретарь обкома КПСС, или нет. Мы  поняли. И очень многому научились. Это был второй курс театрального института. А потом мы  сидели    в гостинице с Камой Мироновичем Гинкасом… 

 
 
       ...и его женой Гетой Яновской, многолетним художественным руководителем московского ТЮЗа. Водки не было. Достали жутко сладкий ликер. Пили его с отвращением. Но я  эту встречу запомнил на всю жизнь! Ей-Богу, не так часто приходится встречаться с живым гением!

До следующего понедельника.

12 комментариев:

  1. Семён, с юбилейным постом Вас. А ведь и мне тоже, как - то рыбок жалко.

    ОтветитьУдалить
  2. Я как-то не усёк, Вика, что у меня за бубилей. Но рыбок, действительно, было очень жалко! Так ведь искусство. Что сделаешь, оно требует жертв!

    ОтветитьУдалить
  3. Семён, НОВЕЛЛА ПЯТИДЕСЯТАЯ

    ОтветитьУдалить
  4. На самом деле - рыбки остались без воды, а крестьянин тоже как бы...
    В советское время это иносказание о многом говорило, Семен.
    Выходите гулять. солнце светит, хотя и холодно.

    ОтветитьУдалить
  5. Да мне, вроде, и не холодно. А Серый у меня - средство передвижения. Хотя и с ним однажды отловили и долго добивались - сто метров от дома или триста. Как только Серый их не покусал, слава Богу. А то нас бы обоих в обезъянник!

    ОтветитьУдалить
  6. Встретить прекрасного собеседника и интересную личность - это всегда подарок судьбы. Да.

    ОтветитьУдалить
  7. Господи! Сколько же у меня было таких подарков! Ну, мог ли я мечтать, без советской власти, мальчишка из нищей еврейской семьи, о покорении мира?! Ну, и что я сейчас должен говорить о современной политике?

    ОтветитьУдалить
  8. Надо же, какая встреча! А эта история про животновода и бюрократа прям заинтриговала!

    ОтветитьУдалить
  9. Пьеса была вполне средненькая, но Кама создал из совершено выдающийся спектакль.

    ОтветитьУдалить
  10. Да, Семён! Сколько у Вас было подарков судьбы! Но Вы всё помните! С 50 новеллой!!!

    ОтветитьУдалить
  11. Если бы не Вика, мне бы и в голову не пришло, что у меня какой-то там юбилей!

    ОтветитьУдалить