воскресенье, 26 апреля 2020 г.

Новелла сорок восьмая.

                 «Вот! Новый поворот» (цитата из песни). 

  Начало 90-х годов – это отдельная новелла,  это и новый период не только российской, но и мировой истории. Мы,  мастера сцены, с восторгом купались в «родниках» горбачевской перестройки,  в духе свободы (а скорее, вседозволенности, что, впрочем, поняли значительно позже и то далеко не все), ночами просиживали в растущих, как грибы, видеосалонах, с умилением вглядываясь в бесчисленные серии «Эммануэль», наивно полагая,  что это и есть запретная порнушка!
  Господи,  Боже  мой, а ведь уже тогда появилась гениальная картина Тинто Брассо «Калигула», а уж про «50 оттенков серого» (или белого, или синего – чёрт его знает!), что появилось на свет Божий гораздо позже,  я и не говорю! Уж там-то  явно  не пахло талантом  Тинто Брассо. Впрочем, и он в последствие свалился в совершенно бездарную десонстарцию  голых поп!  «Чума на ваши домы!» («Ромео и Джульетта»).

Вот  такое «революционное» было время. Мы с главным художником хакасского театра, талантливейшим мастером Сашей Плинтом, будущим главным художником Иркутской Академии, увлеченно ваяли и ставили первый хакасский фестиваль искусств с гостями, гулянками, фейерверками…

 

И прочими фишками (словечка «фишка»в повседневном употреблении ещё не было, узнал я о нём от своих студентов). Кстати, тогда нам впервые заплатили за работу относительно достойные деньги – правда, и работа была адова. Мы  «пахали»  даже в самолете, когда летели в Новосибирск, делать мою первую новосибирскую постановку «Волки и овцы» в тогдашнем областном.  Забавно, но это был первый и последний новосибирский спектакль, когда я выходил на сцену кланяться перед публикой. Первый, потому что первый, последний, потому как именно им  я прощался с театром и с новосибирским зрителем. Спектакль шёл на нашей сцене без пауз 12 лет!!! Для перифирийного театра это нонсенс и уж определенно рекорд.

Между тем, в стране произошла первая попытка государственного переворота,  печально знаменитое ГКЧП. (Фото прилагается).                  


 


 Тут комментировать нечего. Вглядитесь в эти лица. Наверно, многие хотя бы однажды смотрели сериал телеканала Nat.geo. «Голые и испуганные». По сравнению  с ним стоит поменять только одно слово: «Пьяные и испуганные»! Короче, для сведения молодёжи, всё обернулось весьма неприглядным фарсом.

Но фестиваль состоялся!  Абакан гулял всю ночь напролет. Никто не понимал, что завтра  будет со страной и с нами, грешными. Тем не менее, вечером в театре шёл «Зверь» драматурга Гиндина,  было почти ползала на тысячу двести мест, и жизнь казалась нескончаемой.

 Это время было переломным и для страны и для меня. После «Волков и овец» меня официально пригласили в Новосибирск. Какое-то время я сомневался, уж очень дорог мне был Абакан. Но когда артисты хакасской труппы предъявили мне ультиматум, типа: «Мы самопределяемся и отделяемся, а вы, на здоровье, руководите только русскими артистами!» И главное, русские артисты их поддержали и тоже самоопределились. 


 Тогда я сказал: «На здоровье вам, ребята! Самоопределяйтесь хоть  до посинения, но это без меня! Я не хочу разваливать то, что бессонными ночами проектировал и строил шесть лет!» И уехал на следующие 12 лет в Новосибирск. А то, что было всемирно известным, довольно богатым, хаккасским двухнациональным театром  превратилось в два нищеньких местечковых театра. Я, Боже спаси,  не злорадствую. Это моё  личное горе. Шесть лет жизни, творчества, страданий и праздников!  И, главное, сейчас-то это все понимают. Но…  Нет  у истории сослагательного наклонения.


До следующего понедельника.


12 комментариев:

  1. Как хорошо, что фестиваль состоялся!

    ОтветитьУдалить
  2. И то верно. Как оказалось, он был в Хакасии первым и последним.

    ОтветитьУдалить
  3. Ой, сколько же было уже всяких взлётов и падений. и ГКЧП и перестройки и всякого. Вот обращает на себя внимание слово в тексте "самоопределились". Как и сегодня Самоизолируйтесь. Короче всё сами. Как всегда. Ещё и Самофинансируйтесь сейчас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Господи, Вика! Кажется, слово "само" окончательно определило судьбу октябрьской революции. Да и у нас, медиков, главный девиз: "Врачу - исцелися сам!"

      Удалить
  4. Похоже, в этом году очередное испытание для всех...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж! Как говаривал принц датский Гамлет: "Нет, не видать от этого добра!"

      Удалить
  5. Каждый имеет право на свою ошибку. Да и невозможно прошагать по жизни только вверх и вверх, на сплошных успехах. Это не только для людей сравнение, и для театров, и для стран.
    А те времена были крышесносные....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно говоря, тех времён у меня "крыша" до сих пор держится не слишком прочно.

      Удалить
  6. Жаль. Да ладно. Вы, с Вашим талантом, всегда востребованы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Увы! Но, как великие спортсмены, нужно уметь вовремя уйти. Это тоже искусство. Хотя и больно и обидно. Но не молодеем. А театр - искусство молодых. Такова жизнь.

      Удалить
  7. Я вас хорошо понимаю, Семен. То, что создавалось годами можно развалить очень быстро. А 90-е годы вспоминаю с удовольствием. Это было время надежд, планов. Вы правильно сделали, что ушли оттуда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за понимание. Это сильно по-настоящему поддерживает.

      Удалить