«Вот! Новый поворот» (цитата из песни).
Между тем, в стране произошла первая попытка государственного
переворота, печально знаменитое ГКЧП.
(Фото прилагается).
Начало 90-х годов – это отдельная новелла, это и новый период не только российской, но и мировой
истории. Мы, мастера сцены, с восторгом
купались в «родниках» горбачевской перестройки,
в духе свободы (а скорее, вседозволенности, что, впрочем, поняли
значительно позже и то далеко не все), ночами просиживали в растущих, как
грибы, видеосалонах, с умилением вглядываясь в бесчисленные серии «Эммануэль»,
наивно полагая, что это и есть запретная
порнушка!
Господи, Боже
мой, а ведь уже тогда появилась гениальная картина Тинто Брассо
«Калигула», а уж про «50 оттенков серого» (или белого, или синего – чёрт его
знает!), что появилось на свет Божий гораздо позже, я и не говорю! Уж там-то явно не
пахло талантом Тинто Брассо. Впрочем, и
он в последствие свалился в совершенно бездарную десонстарцию голых поп!
«Чума на ваши домы!» («Ромео и Джульетта»).
Вот такое
«революционное» было время. Мы с главным художником хакасского театра,
талантливейшим мастером Сашей Плинтом, будущим главным художником Иркутской
Академии, увлеченно ваяли и ставили первый хакасский фестиваль искусств с
гостями, гулянками, фейерверками…
И прочими фишками (словечка «фишка»в повседневном употреблении
ещё не было, узнал я о нём от своих студентов). Кстати, тогда нам впервые
заплатили за работу относительно достойные деньги – правда, и работа была
адова. Мы «пахали» даже в самолете, когда летели в Новосибирск,
делать мою первую новосибирскую постановку «Волки и овцы» в тогдашнем областном.
Забавно, но это был первый и последний новосибирский
спектакль, когда я выходил на сцену кланяться перед публикой. Первый, потому
что первый, последний, потому как именно им я прощался с театром и с новосибирским
зрителем. Спектакль шёл на нашей сцене без пауз 12 лет!!! Для перифирийного
театра это нонсенс и уж определенно рекорд.
Тут комментировать нечего. Вглядитесь в эти лица. Наверно, многие
хотя бы однажды смотрели сериал телеканала Nat.geo. «Голые и испуганные». По сравнению с ним стоит поменять только одно слово:
«Пьяные и испуганные»! Короче, для сведения молодёжи, всё обернулось весьма
неприглядным фарсом.
Но фестиваль состоялся!
Абакан гулял всю ночь напролет. Никто не понимал, что завтра будет со страной и с нами, грешными. Тем не
менее, вечером в театре шёл «Зверь» драматурга Гиндина, было почти ползала на тысячу двести мест, и
жизнь казалась нескончаемой.
Это время было переломным
и для страны и для меня. После «Волков и овец» меня официально пригласили в
Новосибирск. Какое-то время я сомневался, уж очень дорог мне был Абакан. Но
когда артисты хакасской труппы предъявили мне ультиматум, типа: «Мы
самопределяемся и отделяемся, а вы, на здоровье, руководите только русскими
артистами!» И главное, русские артисты их поддержали и тоже самоопределились.
Тогда я сказал: «На здоровье вам, ребята! Самоопределяйтесь
хоть до посинения, но это без меня! Я не
хочу разваливать то, что бессонными ночами проектировал и строил шесть лет!» И
уехал на следующие 12 лет в Новосибирск. А то, что было всемирно известным, довольно
богатым, хаккасским двухнациональным театром
превратилось в два нищеньких местечковых театра. Я, Боже спаси, не злорадствую. Это моё личное горе. Шесть лет жизни, творчества,
страданий и праздников! И, главное,
сейчас-то это все понимают. Но… Нет у истории сослагательного наклонения.
До следующего понедельника.
Как хорошо, что фестиваль состоялся!
ОтветитьУдалитьИ то верно. Как оказалось, он был в Хакасии первым и последним.
ОтветитьУдалитьОй, сколько же было уже всяких взлётов и падений. и ГКЧП и перестройки и всякого. Вот обращает на себя внимание слово в тексте "самоопределились". Как и сегодня Самоизолируйтесь. Короче всё сами. Как всегда. Ещё и Самофинансируйтесь сейчас.
ОтветитьУдалитьГосподи, Вика! Кажется, слово "само" окончательно определило судьбу октябрьской революции. Да и у нас, медиков, главный девиз: "Врачу - исцелися сам!"
УдалитьПохоже, в этом году очередное испытание для всех...
ОтветитьУдалитьДа уж! Как говаривал принц датский Гамлет: "Нет, не видать от этого добра!"
УдалитьКаждый имеет право на свою ошибку. Да и невозможно прошагать по жизни только вверх и вверх, на сплошных успехах. Это не только для людей сравнение, и для театров, и для стран.
ОтветитьУдалитьА те времена были крышесносные....
Честно говоря, тех времён у меня "крыша" до сих пор держится не слишком прочно.
УдалитьЖаль. Да ладно. Вы, с Вашим талантом, всегда востребованы.
ОтветитьУдалитьУвы! Но, как великие спортсмены, нужно уметь вовремя уйти. Это тоже искусство. Хотя и больно и обидно. Но не молодеем. А театр - искусство молодых. Такова жизнь.
УдалитьЯ вас хорошо понимаю, Семен. То, что создавалось годами можно развалить очень быстро. А 90-е годы вспоминаю с удовольствием. Это было время надежд, планов. Вы правильно сделали, что ушли оттуда.
ОтветитьУдалитьСпасибо за понимание. Это сильно по-настоящему поддерживает.
Удалить