пятница, 13 марта 2020 г.

НОВЕЛЛА СОРОК ЧЕТВЁРТАЯ

                                                О судьбе.

 Не смею самонадеянно думать, что в этом только моя заслуга. Но факты – вещь упрямая. Во всех четырёх театрах, которыми я имел честь руководить, после моего ухода,  на некоторое время оставались  битковые аншлаги, чего до меня не было.  И это есть предмет моей заслуженной гордости. Не всем удавалось!


Однажды мы спросили у Мастера: «Учитель,  почему в Питере, где в пяти театрах  одновременно идут чеховские «Три сестры», в четырёх можно придти и сесть в первый ряд в день спектакля, а у Вас билеты за месяц не достать даже на последний ярус?»  Он ответил: «Любая великая пьеса – примером тому «Гамлет» - каждые лет 15 переживает возрождение, ибо потенциал таких шедевров не исчерпаем. И тут решающим моментом является то, угадали  вы при реализации данного  великого произведения веяние времени и тему, которая на сегодня является болевой точкой общества,  или нет. Угадали – отбоя от зрителей не будет.  Нет – театр и вы вместе  с ним будете  в дерьме!  Наверно, с Чеховым я в этот раз попал в точку! Но и мне это удавалось  далеко не всегда!» Так говорил Заратустра (имею в виду Мастера)! 

 
 


Мне пришлось на собственной шкуре проверить справедливость этого постулата.  Однажды,  в своем новосибирском театре «Старый дом», где я прослужил 11 лет,  я поставил очень приличный спектакль по пьесе  Филдинга «Судья в ловушке». Критики заходились от восторга.  А зритель не пошёл!!!  Уже потом я понял! Спектакль был по  теме, которая была актуальной во время работы над постановкой. Но, когда он  вышел в свет, тема, учитывая бешеный темп перемен в 90-е, успела уйти! И все! Надо предугадывать, как мне посчастливилось сделать это в Кемерове, когда я ставил там булгаковскую «Зойкину квартиру». Я придумал так, что там участвовали все главые герои «Мастера и Маргариты». И Воланд говорил: «Опять на Москве пожары!»  Начиная со следующего после премьеры дня,  в Москве загорелись (или были подожжены) несколько культовых зданий! Кто мне подсказал? Бог? Дьявол?! Не знаю.  Знаю только, что не я их поджёг. Во всяком случае, зритель повалил немедленно после утренней программы «Время».  Или, как она тогда называлась.


До следующего понедельника. 

15 комментариев:

  1. Ничего себе, Семён, Вы предугадали московские пожары!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да вот так случилось! Правда, такое точное попадание было у меня только единожды.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Семён! Оказывается, чтобы быть успешным режиссёром, надо быть провидцем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вообще-то провидцами хорошо быть не только режиссёрам. Но и у нашего брата такое везение не частая штука.

      Удалить
  3. Семён, режиссер, конечно, важен, но я почему-то всегда думала, что прежде всего идут на определенного актера. Вот мы недавно были на МАКБЕТЕ в театре на Малой Бронной, но пошли туда на Даниила Страхова. Сам спектакль не увлек, зато игра актера была бесподобна. Особенно удивило, что все время постановки он был на сцене: это же сколько текста надо помнить...

    ОтветитьУдалить
  4. Идут и на актера, и на режиссера, и на название, кто на что. Впрочем, большинство идёт на слухи либо на жанр (детектив, комедия, очень знакомая классика). А что до текста выучить его в процессе двух-трёх месяцев репетиций не сложно. Это самая простая часть работы.

    ОтветитьУдалить
  5. Вот он - вселенский причинно-следственный закон.

    ОтветитьУдалить
  6. Исключительно правильный и всеобъемлющий сей закон. Главное - ухватить удачу за хвост!

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Семён! Вот так у нас происходило со спектаклем "На чемоданах". Критики хвалили, а зрители... не поняли. Хотя игра актёров - вне конкуренции.

    ОтветитьУдалить
  8. Кстати говоря, дорогая Людмила Фёдоровна, зрители, в своём большинстве, понимают гораздо больше критиков. У нас есть даже термин "масочный спектакль", то-есть спектакль, который с гарантией будет номинирован на "Золотую маску". Чаще всего это выпендрёж и самолюбование режиссёра, которое оставляет зрителя равнодушным, хотя критики исходят кипятком. Впрочем, бывают и счастливые исключения. К сожалению, довольно часто спектакли номинируют в зависимости от затраченных театром на критиков бабок.

    ОтветитьУдалить
  9. Семён, угадать тему, которая на сегодня является болевой точкой общества, наверное, тоже важно. Но вот в театральной студии, куда ходит дочь, руководитель ставит с ними спектакли, в которых темы банальные и вечные: дружба, любовь, и прививаются ценности духовные, а не материальные. И мне очень все это нравится, хотя, конечно, у них не большая сцена.

    ОтветитьУдалить
  10. Всё правильно. Детская театральная студия, или даже взрослая самодеятельность выполняют несколько иные задачи, чем профессиональный театр. А проблемы, которые затрагиваются в спектакле отнюдь не исключают извечных тем. Просто тема является инструментом для раскрытия той или иной проблемы.

    ОтветитьУдалить
  11. Конечно, найти тему, интересную для зрителя в данный момент - не просто, Семен. Иногда это называют коньюктурой.
    Также и с литературой, песнями, выставками.
    Хорошо, что у вас получилось в Кемерове.

    ОтветитьУдалить
  12. Вы знаете, Надежда, можно, конечно, называть конъюнктурой творческую удачу. Но мне кажется, здесь некоторая подмена понятий. Если Вы читали мой пост о "Гамлете" гения Камы Мироновича Гинкаса, то я там попытался проанализировать этот феномен в искусстве. Успеха у зрительской аудитории можно добиться, выводя на авансцену голых артистов. Но это очень редко является искусством, хотя бывают и талантливые исключения. Помню один из спектаклей Володи Петрова в Омске. Он начинался с того, что чуть ли не на носу у меня, сидевшего в первом ряду партера, располагался анатомический стол, на котором лежала голая моя однокашница, которую вскрывал патологоанатом. Причём, это было настолько потрясающе натуралистично, что я, профессиональный хирург, был в шоке. Когда я после спектакля спросил мою однокашницу, как она согласилась на такой кунштюк, она ответила: "Старик, а ты знаешь, сколько платит мне директор за эти три минуты "вскрытия"?" Оказалось, что месячный оклад за каждый спектакль, помимо основной зарплаты. И это при том, что эпизод несомненно являлся предметом настоящего искусства, за который не стыдно.

    ОтветитьУдалить
  13. Погоня за животрепещущей темой тоже вещь в себе. Когда же прямым текстом она прошита в диалогах-монологах актеров, это обычно провал.
    Но когда злободневность темы сама квинтэссенция спектакля, то это шедевр!

    ОтветитьУдалить