воскресенье, 14 июля 2019 г.

НОВЕЛЛА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ.

                                        Упал - отжался!

Предыдущая новелла завершает военную тему. Впрочем, никогда не говори «никогда»!

Тут начинается плавный переход от армии (но не от медицины!) к театру.

Наши великие Учителя воспитывали нас  жёстко. Даже – жестоко, я бы сказал. Как говорил общий наш Учитель, Константин Сергеевич Станиславский, искусство есть талант плюс муштра!


 Уж с муштрою-то  у нас было всё в порядке!  Учителя были сущими извергами.

 

Потом,  когда у нас самих появились ученики, мы поняли, какая это незаменимая  школа.

Сейчас, девяносто процентов студентов актерских мастерских, учатся за денежки своих уважаемых родителей. Да и ладно бы! Если есть честно заработаные  деньги – почему нет? Но в том-то и беда, что Мастер вынужден не столько заботиться о том, каков будет результат в конце учёбы, сколько о том, чтобы студент был доволен и, Боже упаси,  не нажаловался руководителю учебного заведения на Мастера, что, он,  дескать, тиранит  беднягу, талантливое чадушко! Именно поэтому я всегда отказывался брать платный курс. Именно поэтому, многие из моих учеников нынче работают в лучших театрах мира!

А с нами было так. Я, один из ведущих хирургов отделения  солидного стационара, в 30-то лет,  ползаю задом вверх по полу и пытаюсь сделать упражнение, которое задал Учитель. Однажды я не выдержал.
- Аркадий Иосифович, - взревел я. – Вы что, издеваетесь?! Я уважаемый хирург, а Вы обращаетесь со мной, как с дрессированной макакой!
- Ах, вы – хирург?! – удивился Учитель. – Ну,  так идите и оперируйте. У стола  Вы,  может быть, и  хирург, а здесь Вы – макака. К тому же, плохо дрессированная. Я не прав?!
Подумав чуть меньше десяти секунд, я мудро прохрипел: « Вы правы».  
- Ну, так идите и ползайте, пока из вас не вылупится  Человек, - сказал Учитель. Я обречённо вздохнул  и пополз дальше.  
Надо сказать, что все наши Учителя были очень крутыми людьми. Блистательная в прошлом  солистка-балерина  Мариинского театра, Касаткина, которая в свои 77 лет преподавала  у нас балет, на занятия приходила с потрясающим французским макияжем, благоухая  «Шанелем», во французских туфлях на каблуках и с длиннющими тонкими носками. Когда мы стояли возле станка и пытались исполнить шестую позицию, она ходила вдоль брусьев, и, как только чей-то ленивый зад отклячивался больше допустимого, она со всего маху выдавала в этот зад пенделя! А носки-то, заметьте, были острющими! Мне  73 года, но я до сих пор помню эти уроки,  и до сих пор могу встать в шестую позицию.
По-моему, сформировать настоящего мастера можно только так. Именно поэтому, я в очередной и, видимо, уже последний раз, отказался набирать новый курс. Платный.

До понедельника.






10 комментариев:

  1. Семён, я совершенно согласна с Вашим учителем! Вот как надо учить.
    Кстати мой учитель, профессор архитектуры, не раз говорил нам студентам когда заставлял переделывать проект: - Сделаешь раз Осто - бедет просто!
    Отличная история!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Наташа! Честно говоря, я так любил своих учеников, что иногда не поднимался носок, чтобы задать пенделя. Наверно, я был не слишком хороший учитель.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Семён! Учителя были другими - старая школа, жёсткие требования! Кто выдерживал - становился АСОМ! А теперь, наверно, профессионалы не нужны... Потому, что зачем требовать - дорогу пробивают не талантом... Не так?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я попытался Вам ответить, но, кажется, ответ не прошёл, поэтому повторюсь. Я не за пинки, но если ты по лености или невниманию отклячиваешь, чего не следует, то и изволь отвечать. Тут я с Вами абсолютно солидарен. М ы - старая школа!

      Удалить
  4. Смею вас заверить, что количество асов и профессионалов в любом деле отнюдь не является зависимой напрямую от жестокости преподавателя.
    Мне вот удивительно, сколько плача раздаётся по сталинской жестокости везде и во всем у представителей старой школы, профессиональная деятельность которых пришлась на совковый период.
    Я понимаю, что нынче в России все можно купить, включая диплом и роль в Большом Театре, но на Западе если студент у кого-то спишет не то, что экзамен, а простое домашнее задание, его не только выкидывают мгновенно из колледжа/универа, а ещё об этом будет известно и его будущему работодателю. А он его и не возьмёт, потому что это параметр, по которому определяется общий моральный уровень работника.
    Конечно, дети богатых получают репетиторов высшего разряда, а посему по своим знаниям могут пройти в лучшие ВУЗы страны, но отнюдь не купить себе оценки.
    То же самое и о творческих профессиях. Такого преподавателя, который пнет в задницу туфлей с острым носком, запросто не только вышвырнут с работы, но могут и в тюрьму упечь, что и решит суд.
    А вот талантливых артистов балета здесь очень много, и они и учатся, и танцуют, следуя своей страсти, а вовсе не от страха получить пинка под зад. Я постоянно хожу на балет, это моя любовь, и лично сама подтверждаю это.
    Талантливых хирургов, которые выучились без унижений и оскорблений - вся американская плеяда хирургов, а также и вся медицина.
    И так далее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я и не спорю. Но пинки нас не пугали и не обижали. Просто мы воспринимали это как проявление любви к ученика и желание иногда "вбить" что-нибудь из науки. Кстати, российская преподавательская школа вообще иная по менталитету от западных. А уж преподавание у нас балета - это будьте-нате! И что? У нас тоже блестящие танцовщики.

      Удалить
  5. Как показал мой жизненный опыт, такое обучение очень эффективно). Встречались преподаватели, которые выжимали нас как мокрую тряпку, по молодости мы злились, возмущались, но ...время прошло, и именно их обучение оказалось самым полезным, именно они ярко остались в памяти.. и с благодарностью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно согласен с Вами, Валерия! Ну, ведь ещё Великий Суворов сказал: "Тяжело в ученье, легко в бою"!

      Удалить
    2. "Монах пришел к мастеру, чтобы тот помог ему найти ответ на один из классических вопросов дзэнской диалектики: «В чем смысл прихода Бодхидхармы с Запада?» Мастер предложил монаху перед тем, как они приступят к решению, склониться в низком почтительном поклоне. Монах не замедлил выполнить указание и тут же получил чувствительный пинок от мастера. Это освободило монаха от нерешительности, в которой тот пребывал. Почувствовав просветляющий пендель наставника, он мгновенно достиг просветления и потом рассказывал всем: «С тех пор, как Ма-цзу пнул меня, я смеюсь не переставая».
      (Мир дзэн)

      Удалить
  6. Семен, наверное я тоже поэтому не иду работать в частные сады и школы! Приходят, типа родители, да еще и пальчиком грозят, за наши деньги облизывайте нас лучше! А что в голове ничего нет, это их не волнует. Я с этим столкнулась, поэтому лучше получать свои три копейки, что делать раз государство нас так оценило. Мы ведь теперь обслуга...!!!

    ОтветитьУдалить