воскресенье, 16 июня 2019 г.

НОВЕЛЛА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

                            Как я стал морским волком.


 


  В те времена в медицинском институте существовала военно-морская кафедра, и нас выпускали с одной маленькой звездочкой младшего лейтенанта медицинской службы.
Для этого мы проходили, так называемую, военную практику. Мне довелось, по первой «ходке», служить в Кронштадте.
Сперва начальником мед. пункта корабля первого ранга, крейсера «Свердлов», а потом в той же должности в подплаве на дизельной «Щуке». Надо сказать, что это назначение (поскольку штатные военные медики были в отпуске) вызвало известную растерянность у начальства.
Я еще был в звании матроса (до присяги - месяц), а должности  были майорские! И куда меня селить?! В матросскую казарму? -  А авторитет?! К офицерам? -  А ещё не принятая присяга?! И в какой столовой меня кормить?! Офицерам полагались дополнительные калории, масло, фрукты и т. д…  Матросам – нет. Решили мудро. Жить и столоваться я буду с «сундуками»! Так назывались мичмана. И вашим, и нашим! Ну, как приказано,  так тому и быть. Надо сказать, что служба не  была тяжёлой.  Я приходил в медпункт крейсера, а позднее - старенькой подводной «Щуки», раздавал приказы фельдшерам и ложился спать до отбоя.

«Свердлов». Этот «дедушка», который шестой год менял «главный пар» (прогнивший паропровод), так до своей естественной смерти от старости и не отошёл от причала. Вместо него, флагманом плавал такой же крейсер «Киров».

На «Свердлове» служил «Дед» (так уважительно звали нашего капитана I ранга). Ему,  в виде исключения,  дважды продлевали  срок  службы, сверх  разрешённых для кап-раз 50-ти лет,  поскольку он был легендой Балтфлота, уникальным командиром, живой историей ВМФ Родины!  Ну, я вам скажу, ЭТО БЫЛА ЛИЧНОСТЬ! На «Кирове» не проходило полугода,  чтобы кто-нибудь из матросиков не удавился. Дедовщина тогда была - не приведи Господи!  Почти полностью она прекратилась только тогда, когда министром обороны стал Сергей Кужугетович Шойгу, которого я хорошо знал по совместной работе  в Хакасии. Тоже, доложу я вам без какого-либо ханжества или лизоблюдства – ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!  Как он пахал!.. По 17-18 часов в сутки! Ну, да ладно. Не виделись мы с ним уже лет тридцать.  Так вот, на «Свердлове» при Деде, «дедовщины» (вы уж извините за тавтологию)  и духу  не было.  И быть не могло!  Однажды я спросил  у «сундуков» (мичманов), как Дед этого добился.

- А  очень просто добился, - сказали они, - кулаком! Он же мореман из старых боцманов!   Встретил однажды, вскоре после назначения на должность,  на полубаке (одна из палуб корабля)  матросика с разбитой мордой.
- В чем  дело, товарищ матрос?!
- Упал в гальюне (сортир на корабле), товарищ командир! (Классическая отмазка рядовых всех времен и народов, которых избили дембеля).
БЧ? (боевая часть).
БЧ 2, товарищ командир!  (артиллерия).
- Свободен!
Через пять минут командир БЧ 2 вышел от Деда со сломанным носом. Замполит (была такая должность в то время во всех войсках СССР и, разумеется, на флоте) потом рассказывал:
- Кап 2 (капитан второго ранга, командир БЧ 2) вошёл и сразу получил от Деда в нюх капитальным боцманским  кулаком! С напутствием: «Если у тебя, сволочь паршивая,  ещё какой-нибудь матросик разобьёт себе морду в гальюне, лично утоплю тебя, мерзавца, на рейде!»
И ведь командир  БЧ 2 ни на секунду не усомнился, что утопит! И  ему даже в голову не пришло жаловаться на Деда начальству за внеуставное отношение к своему шнобелю! Вот они, Деды былинных времен! Воевавшие, победившие, и знавшие, почём кровь подчинённых! А с того исторического момента, командиры боевых частей крейсера по 2-3 раза за ночь пробуждались от сладкого  сна и, как положено по уставу, заходили в кубрики младшего состава, чтобы, Боже упаси, кто из матросиков «в гальюне» не разбил себе морду... А?!! Каково?!! Помню и буду помнить всю жизнь. Я ведь сын честного морского офицера!

Продолжение следует.









7 комментариев:

  1. Замечательная какая личность!!! Сильный, независимый человек. Такие люди редкость.

    ОтветитьУдалить
  2. Воистину, редкость! Дед, действительно, был глыба! На него не жалко и трёх постов! Но будет всего два - этот и следующий. Кстати, у меня был еще один забавный эпизод, когда уже сухопутный генерал инспектировал наш автобат перед отправкой на уборочную. Все ждали этой инспекции, как атомной войны! Говорили, что генерал - зверь, и очень советовали мне сбрить бороду. Бород он не любил, Но я-то был гордый и упрямый. Вот подходит генерал ко мне. Я стою, гордо выпятив свою куцую бородку, а он говорит: "Слушай, зачем тебе эта уродская борода? Сбрей!" А я ему: "Про бороду командного состава в уставе нет никаких ограничений, товарищ генерал!" А он мне: "Да плюнь ты на устав, сделай приятное лично мне, старику, сбрей!" Я так растерялся, что автоматически ответил: "Есть сбрить бороду, товарищ генерал!" Пришлось сбрить!

    ОтветитьУдалить
  3. Ну, скажу я Вам, Семен, биография у Вас...! Вам не новеллы писать надо, целые повести! Вижу, везло Вам в жизни на хороших людей!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Ничего не скажу - везло! Да и сколько великих я знал лично! А сам стал только заслуженным. Впрочем - не ропщу. Господь мне дал - так бы каждому!

    ОтветитьУдалить
  5. Даа, люди старой закваски (закалки) восхищают! Я тоже дочь морского офицера, дедовщину папа тоже на нет свел в своей части, и норова тоже крутого) без мордобоя, конечно, уже...

    ОтветитьУдалить
  6. А без крутости и, уж виноват, мордобоя - в переносном и даже прямом смысле - русского человека капитально научить ничему нельзя! Кстати, это же касается и театра. Но об этом чуть позже!

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Семён!Вот это практика! Запомнилась надолго! А Дед, да, колоритная фигура! А у Вас есть и военное звание?

    ОтветитьУдалить