суббота, 6 апреля 2019 г.

НОВЕЛЛА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ (окончание)

  Следующий за этим пост будет посвящён уже другой теме,      так что, могут читать  все  от    10+    далее.

                                 

Между двух поколений.


 

Потом было много чего.



Но в моих спектаклях, где я включал  обнажённую женскую натуру, впрочем, очень редко и корректро, уж поверьте мне на слово, стремясь следовать заветам,  неподражаемого  Ботичелли,  с его «Венерой, рождающейся из пены морской».  Я никогда не позволял себе, хоть на мизинец, унизить женщину.
Наоборот! Истинно художественная  демонстрация прекрасного женского тела, есть обязательный предмент Настоящего искусства. Но тут важен вкус и чувство меры! В одном из спектаклей, у меня была придумана замечательная  сцена, где обнажённая Сусанна (из библейского сюжета о целомудренной Сусанне и похотливых старцах), купалась в родниковом источнике.  Ну, скажите мне, как можно купаться в чистом, как девственность,  источнике одетой?!! На роль Сусанны пробовались три очаровательные молодые актрисы. Все три панически стеснялись играть  на сцене «ню».  Тогда я с художником по свету поставил световую картинку, а, надо Вам сказать, у меня был выдающийся Мастер света,  после  вечерней репетиции  выгнал из театра всех, кроме вахтерши и женщины – помощника режиссёра. Все звали её - «Мама» -  и доверяли, как себе, любимым. (Господи, сколько конфликтов она разрулила!!)
- Деточки, сказа я моим уважаемым и любимым артисткам.  – Я хирург с десятилетним стажем работы, который, в силу профессии,  видел не только множество обнажённых женщин, но и, как говаривал Азазелло, женщин с начисто содранной кожей. Меня стесняться нечего. Я сяду в последний ряд зала, а вы по очереди сыграете ту мизансцену, которую я вам поставил.  Две из Вас остануться сидеть в первом ряду и смотреть на то, что происходит на сцене. Потом,  меняетесь местами, чтобы каждая могла попробовать непривычные  для себя  ощущения, и каждая могла посмотреть, как бы на себя, со стороны. Если после этого, хоть одна из вас скажет, что это окорбительно, что есть тут  «клубничка», пошлость или порнография,  я соберу завтра труппу и публично признаю, что я  - старый, глупый кот, который разучился «ловить мышей»!
Риск, конечно, был, потому что ни разу в жизни у меня не было случая, когда бы я не выполнил обещание, данное артистам. Потом бывали  другие  различные  форсмажоры, хотя и не часто.  Я, всё-таки, не очень-то любил дёргать Судьбу за хвост.
Короче.  Когда эта судьбоносная репетиция закончилась, девчонки бросились ко мне на шею, крича: «Господи! Семён Яковлевич! Мы даже и не подозревали, что мы  такие красивые!!». «Мама» от пульта помрежа показывала два больших пальца! А уж ей-то доверяли все! Сцена была спасена и всегда заканчивалась бурными аплодисментами зрителей, в которых напрочь отсутствовал какой-либо сомнительный подтекст.  Играли спектакль по очереди все три исполнительницы и всегда говорили, что для них это праздник. Кстати, две из них были замужем, у одной двойня, а их мужья восторгались так же, как и все зрители, как и я сам, любимый!
Не хочу критиковать моих, коллег. Но то, что происходит в некоторых «произведениях» нынче…   Для меня это неприемлемо. Врочем, может быть, я и  сам уже являюсь клоном «народной артистки Б» из предыдущего поста? Может, сейчас так и надо, когда понятия «женщина» и «мужчина» польностью  нивелируются... Не  знаю…   В относительно недавнем спектакле одного из моих добрых знакомых и, в известной степени, учителей, народного артитста Д., который много лет возглавляет известный во всем мире питерский театр, по сцене, при несколько прижатом   свете,  разгуливают абсолютно голые пожилые мужики! Я был в шоке! Видимо, это задумывалось, как  метафора классической сцены «бури» Шекспира, в которую,  из-за неблагодарности старших дочерей, «голыми и босыми» попадают  король Лир со своим верным шутом. Ну, ладно, «босыми»… Ну, ладно, «голыми»… Но не до такой же степени! Театральные критики исходили пеной, пытаясь преуспеть больше других в восславлении «гениальности» режиссёра Д., со своим, опрокидывающим всё известное в шекспироведении, решением сцены, где, вроде, уже всё даным-давно было найдено и реализовано!  Про критиков чуть позже. У меня с ними свои счёты и, в свое время, мы вернемся к этой теме. Но ведь в этом же театре, в спектакле того же народного Д. (тогда он был ещё заслуженным), действительно была гениальная сцена с обнаженной натурой. Речь идёт о постановке пьесы Александра Галина «Звёзды на утреннем небе». Это были одни сутки из жизни девушек лёгкого поведения, которых на время Олимпиады 80-го года в Москве, выслали на 101-й километр, подальше от глаз проклятых империалистов – гостей Олимпиады.  Девушек «законопатили»  в какой-то грязный сарай,  в какой-то затерянной в подмосковье деревне.  И вот, волею случая, когда их не было в этом самом сарае, туда забредал сбежавший из дурдома юноша. На нём были одни палатные пижамные штаны, которые всё время спадали с его тощих бёдер (видимо, резинка порвалась), и он был вынужден всё время их поддёргивать, чтобы не оказаться абсолютно голым.  В какой-то момент в сарай возвращалась одна из девушек. Решена эта сцена была так:
В просвете дверей внезапно  возникала фантастической  красоты женщина (см. картину).  Разумеется, это не Ира Селезнева, которая играла эту женщину, но по красоте она не уступала Венере. Кстати, очень одаренная артистка. Парень оборачивался и… видел  чудо! Как зачарованный, он медленно шёл, протянув к ней руки.  При этом, ослепленный сказочным видением  и понятным влечением, которого  был лишён, видимо, не один  год, он совершенно не замечал, что штаны с него давно свалились. К тому же сцена была блестяще решена в плане освещения. Это было  невероятно целомудренно,  красиво, и, по-моему, не уступало по эстетике кисти  Ботичелли, или, например, того же Рафаэля. А  еще я вспомнил сцену утра после ночи любви в потрясающем «Ромео и Джульетте» легендарного кинорежисера Дзафирелли. Спящий, уткнувшись лицом в подушку, полностью обнажённый юный Ромео, и, стоящая у окна, в целомудренном,  затянутом до шеи платье, юная Джульетта.  Земной поклон Мастеру!
Скажете - «клубничка»?! Пересмотрите фильм!
До понедельника.



4 комментария:

  1. Доброго дня Семён Яковлевич ! Пост Ваш понравился, т.к. поднимает вполне себе довольно щекотливую тему в искусстве ! Полностью с Вами соглашусь, что без вкуса и чувства меры любая постановка превратилась бы в фарс..Многим сейчас этих ограничений недостаёт..Как для меня так молодая женская натура на сцене всегда прекрасна, в любом подтексте, а вот ”абсолютно голые пожилые мужики”- отвратительно ! Зритель, по-моему, проголосует своим интересом к сему творчеству...Хотя мы сейчас такие зрители, что может только это и может нас немного встряхнуть.. Все это ИМХО конечно…

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Виталий! Полностью согласен. Голые мужики, особенно, старые на сцене!.. Чёрт знает что! Я просто ушёл тогда из театра, хоть это и было не вполне профессионально.

    ОтветитьУдалить
  3. Интересная тема. У нас дома ню воспринималось очень нормально. Зато бабушка моего первого мужа, старая коммунистка, не разрешала ему даже смотреть репродукции классиков. Разные культуры, разное восприятие.
    Я как-то вляпалась с ню. Я работала в типографии. Приходил один полицейский и распечатывал фотографии голой женщины. Он показал мне одну из фотографий и спросил моё мнение. Я подумала, что он полицейский и навреняка это какая-то там незадекларированная проститутка. Дама имела очень потасканный видю Я ему так и сказала:"Боже, как вульгарно!" Тут подбежал мой начальник и неловко пытался уладить дело. Дескать, она у нас иностранка. Фр-им не владеет... У них "вульгарно" означает "прекрасно". Выяснилось что мосьё артистически фоторафировал свою возлюбленную. Конечно же больше он в эту типографию не приходил.

    ОтветитьУдалить
  4. Жутко забавно! Вообще - "совок" - это неисчерпаемая тема для анекдотов. Теперь смешно, а тогда... Боже ж ты мой!

    ОтветитьУдалить