воскресенье, 24 сентября 2023 г.

ПОВЕСТВОВАНИЕ ДЕВЯТОЕ (продолжение)

                    Восьмое покушение. Одесса

Весной 1880 года «Народная воля» готовила покушение на Александра II в Одессе. На пути следования царя от железнодорожного вокзала к пароходной пристани решено было заложить мину. Под видом супругов, Софья Перовская и Николай Саблин сняли дом №47 по Итальянской улице. Для конспирации в доме была открыта бакалейная лавка.

В Одессу доставили более двух пудов динамита, гальваническую батарею и спираль Румкорфа.


Летом 1880 года Итальянскую улицу переименовали в Пушкинскую, дом 47 первый справа.

Закладку мины решили произвести при помощи бура. В глинистой почве он часто застревал и вышел из-под мостовой недалеко от самой лавки. После этого было решено сделать подкоп и далее бурить отверстие под мину. Но к приезду Александра II работы завершить не удалось. Неудача на Итальянской улице будет учтена при подкопе на Малой Садовой.

    Девятое покушение. Каменный мост.

Неудачи при подрыве поездов и дворца привели к разработке нового плана. Царь уезжал в Ливадию и было решено взорвать мост по дороге на Царскосельский (Витебский) вокзал.

Народовольцы с суши и воды осмотрели все мосты на маршруте кортежа императора. Наиболее удобным для закладки динамита оказался Каменный мост на Екатерининском канале (сейчас канал Грибоедова). Взорвать под мостом лодку с динамитом не получалось. Во время проезда царя полиция останавливала движение лодок и барж под мостами.

При взгляде на современный Каменный мост на канале Грибоедова (Екатерининском) сложно понять, как террористы собирались организовать покушение. Одинокая лодка привлекла бы внимание полиции. Странные люди на набережной с гальванической батареей и проводами, уходящими под мост, вызвали бы некоторые подозрения у охраны.


Но в то время всё выглядело иначе. Изначально мост имел четыре полукруглых спуска к воде, которые убрали в конце XIX века. Не удалось найти ни одного изображения моста с этими спусками, но на старых фото видны их остатки.



В XIX веке реки и каналы Санкт-Петербурга играли более важную роль в жизни города. По ним шел подвоз продуктов, товаров и стройматериалов. Город потреблял огромное количество дров. Дровяные баржи постоянно стояли у набережных. У спусков к воде были сделаны плоты и мостки для прачек. В этой суете жизни было проще сделать задуманное.

Екатерининский канал

В июне 1880 года Желябов с товарищами закладывают под опору моста четыре гуттаперчевые подушки с динамитом. Провода от взрывателей выводят выше по течению на плот для стирки белья.



Размер подушек 40х50 см. Общий вес заряда — 7 пудов (около 180 кг в тротиловом эквиваленте)

Так как взрыв не был произведен, то можно только предположить степень разрушения моста. Расчет проводился для неконтактных зарядов, погруженных в воду у береговой опоры с каменной кладкой. Радиус разрушения арки моста составляет около 1,8 метра. Таким образом для обрушения арки моста нужно было минимум три таких заряда, а не два.

Продолжение следует. 

До понедельника.










2 комментария:

  1. Семен, читала про все приготовления - в Одессе, в Птербурге, подком, мост каменный, бакалейная лавка, снять дом и подумала : Откуда такие деньги на все динамиты, лодки, подушки и тд? Кто их спонсировал? Столько приготовлений -и напрасно. И снова все начинали.

    ОтветитьУдалить
  2. Надюша! А кто спонсировал Владимира нашего Ильича на революцию? Где пахнет порохом, там пахнет и серой.

    ОтветитьУдалить