суббота, 15 февраля 2020 г.

НОВЕЛЛА СОРОКОВАЯ.


          Детство, отрочество… в люди!

В какой-то момент я понял, что пора выходить «в люди». Поехал в Москву  и напросился на приём к легенде советского театра, тогдашней начальнице театрального управления СССР, Инне Леонидовне  Хамазе.
 
 

  Это, разумеется,  не её портрет, но сходство потрясающее.

Надо сказать, что это была поистине «железная леди» советского театра, которая сделала для его славы,  наверно, не меньше, чем Константин Сергеевич для русского театра в целом! Она  могла, как  вознести, так и похоронить, кого угодно. Я не знаю, чем  завоевал её доверие, но сыграла она в моей судьбе решающую роль. Возможно, она видела мой первый профессиональный спектакль на гастролях норильского театра в Москве, возможно – промысел Божий. Не знаю. Но она меня приняла, хотя далеко не всем была дарована такая привилегия.
- Инна Леонидовна, - сказал я. – Мне уже за тридцать. Я талантливый режиссер. Мы, режиссёры, быстро «стираемся».  Ну, может, до пятидесяти – пятидесяти пяти я продержусь. Но мне нужно хоть десять лет, чтобы реализовать себя, как лидера российского, а может быть, и мирового театра.
- Ну, ну, - сказала Хамаза. – Вы оптимист.  Даже не представляете себе по молодости  и глупости, как быстро ваш брат, режиссёр, иногда «стирается». Возможно, от Вас уже сегодня даже штрихов не осталось. Впрочем, поезжайте в свой театр, работайте,  а мы тут, в министерстве, подумаем.
Я вернулся в Норильск, а через пару недель вдруг позвонил директор ачинского городского театра Вилен (аббревиатура В.И.Ленин) Головко и пригласил меня на переговоры. Я полетел.
А надобно Вам сказать, что Ачинск был чистым Мухосранском. Мало того. Он, как и навечно любимая мною Караганда, был городом «химиков», то-есть бесконвойных осуждённых бандитов и воров.
 

 

Я посмотрел несколько скверных спектаклей. Театр был убогий, что привело меня в уныние, поскольку других предложений тогда не было. (Кстати, в нём работала фантастически красивая артистка Лена Главатских. И надо же было так случиться, что  много лет спустя она пришла ко мне в Новосибирске на просмотр в «Старый дом».  Я взял её в свою труппу и не прогадал!) В последний вечер ачинских приключений я, после спектакля, как и до этого вечерами,  пошёл ужинать в единственный местный ресторанчик «Арга», где всегда бывало полно народа. Ресторан был странно пуст, на что я, впрочем, занятый своими невеселым и мыслями, сразу не обратил внимания. Заказал сто граммов водки и какое-то мясо. Потом мне стало не по себе. Официантки выглядели откровенно испуганными. За дальним столиком сидело какое-то подозрительного вида пугало, в тёмных очках, которое дымило сигарой(!!!) и внимательно смотрело на меня.




 

                Я выпил рюмку, пожевал мяса, и в этот момент  Пугало поднялось, подошло к моему столику и село напротив. Я подумал и осторожно спросил: «Выпьешь?».

- Нет, нет, - вежливо сказало Пугало, -  кушай, на здоровье.
Аппетита у меня уже точно не было. Мы посидели, молча.
Через пару минут Пугало сказало: «Может, ты хочешь ещё сто граммчиков? Не стесняйся, фирма платит.
Нет, спасибо, - сказал я, - всё больше пугаясь.
- Сыт,  доволен? – спросило через несколько минут Пугало.
- Спасибо, сыт, - ответил я.
 -Ну, тогда иди с Богом.
- Подожди, а рассчитаться?
- Я же тебе сказал: фирма платит. Вали отседова!
Я выскочил на крыльцо, где ошивались подозрительного вида люди, и быстро слинял в гостиницу.
Утром, по дороге в аэропорт, я рассказал директору Головко об этом странном ужине.
- Тебе повезло, - сказал директор.  – По четвергам в «Арге» забивается «стрелка» местных авторитетов. Все ачинцы это знают, а ты припёрся туда выпивать и закусывать. То Пугало – это был, который на атасе. Если бы он заподозрил, что ты мент, ты бы оттуда уже не вышел. Но он – профи. Он быстро понял, что ты лох. Поэтому, тебя вежливо угостили, чтобы у тебя не осталось ощущения о том, что воры Ачинска – жлобы.
В самолёте у меня уже окончательно пропало желание возглавить Ачинский театр. А в Красноярске меня ждал сюрприз…

До понедельника.














15 комментариев:

  1. Это называется - вовремя свалил, а то могли и за шкирку. Местные законы...

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно, Вика, вовремя свалить - это тоже своеобразный дар. Но в том случае моей заслуги не было. Спасло то, что в воровских делах я, как объяснил директор Головко, был полнейший лох!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обошлось. Надо было ему контрамарку сунуть на спектакль, вот бы они после сходняка всей братией в театр завалили.

      Удалить
    2. А если бы по морде? Их же, бандитов, не поймёшь, а вдруг театр им западло?!

      Удалить
  3. Ничего себе приключение! Вот какой ужин состоялся, не удивительно, что Вы запомнили его на всю жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно говоря, Наташа, я, практически, всё интересное запомнил на всю жизнь. Из этой памяти я ставил спектакли, причем, лучшие именно в конце карьеры. Жаль, что она закончилась. Набралось бы еще на пару десятков постановок.

      Удалить
  4. Удивительно как вам повезло Семен! Вы остались живым и здоровым и сейчас мы имеем удовольствие читать ваш рассказ.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за термин "удовольствие", Надежда! Мы, артисты, падки не только на искренние комплименты, но даже на банальную лесть. Грешны! Что же касаемо везения, то я даже счесть не могу, сколько раз Господь спасал мне жизнь, и, что более важно, честь! При этом, я всегда помню реплику архиепископа Кошона из пьесы Жана Ануя "Жаворонок", которую я имел счастье с огромным успехом ставить в псковской Академии (можете почитать рецензию в инете): "Никогда не обольщайтесь, сын мой! Когда имеешь дело с Господом Богом, у тебя нет никакой гарантии, что это не козни Дьявола!". Мудрее не скажешь!

    ОтветитьУдалить
  7. Что за страна... куда ни сунься, везде «свои», а если ко двору не пришёлся, то и в расход пустят запросто, будь это партийная тусовка, профессионал Аня или чисто воровская...
    Конечно, когда пронесло, рад, что выжил.
    Но до чего же тяжелая атмосфера...

    ОтветитьУдалить
  8. Это, как в известной песне "спасибо, что живой!" А что до страны - чёрт его знает! Хорошо там, где "нас не стояло".

    ОтветитьУдалить
  9. Я почему-то сразу про бандитов подумала, только не про "стрелку", а про то, что самый главный авторитет предпочитает обедать в пустом ресторане)))

    ОтветитьУдалить
  10. Чёрт его знает, может и главный бандит там по четвергам ужинает! Я возвращаться, чтобы спросить, не стал.

    ОтветитьУдалить
  11. А мне почему-то невесело от рассказа, Семён... А ведь в этом Ачинске люди жили и живут? А ещё люди живут там, где театров , вообще, нет...

    ОтветитьУдалить
  12. Да мне ведь тоже было отнюдь не весело, Людмила Фёдоровна! Я иногда представлял себе, что бы со мной было, и кем бы я стал прими этот театр, ведь перспектива было очень реальная. Всё! Ни о каком искусстве, известности, российских и зарубежных успехах речи бы быть не могло! Но... Но о неожиданном повороте судьбы и о хороших людях и хороших театрах в следующих новеллах. Впрочем, бывало у меня карьере и весёлое, и грустное, и по-настоящему страшное!

    ОтветитьУдалить