воскресенье, 2 февраля 2020 г.

НОВЕЛЛА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ

            Как я играл Карлсона, который живёт на крыше.

А  надо вам сказать, что актерский состав в те годы у нас был замечательный. Потому что платили тогда на севере по-царски, хотя цены в магазинах были всего на 20-30 процентов больше, чем на «материке».  При моей первой официальной режиссерской ставке 125 рублей в месяц, я получал больше четырёхсот (для молодёжи: любительская колбаса, не чета нынешней, на «материке» стоила тогда два рубля тридцать копеек, а в Норильске – три восемьдесят восемь!)  И, кроме того, в магазинах было все, чего даже в Москве не всегда  достанешь – от импортной обуви до финской салями. Как в известном анекдоте про янки.


«Приезжает русский в Америку и спрашивает у аборигена: «Когда у вас в магазинах появляется первая клубника?» - «В шесть утра, как только откроется магазин - отвечает абориген». Так вот в Норильске она вообще не пропадала, поскольку, что день – круглые сутки, что  - ночь.
И вот, при нашем двойном-то составе на любую роль, завезли под Новый Год в Норильск абхазские мандарины. Что в них было не так – не знаю. Но половина труппы не вылезала из гальюна (так на флоте называется  уборная). А тут – школьные каникулы! Билеты на все четыре ежедневных спектакля проданы аж до  12-го января. А играть некому! Кошмар! Меня же с главным режиссёром театра Белявским эта беда миновала!
Вызывает меня главреж в кабинет и говорит:
- Значится так: похоже,  только мы с тобой не жрали эти сволочные мандарины! Поэтому, ты  по утрам все  каникулы играешь  вместо Ашота Айрапетова Карлсона, который на крыше…

 

 ...а я, вместо Володи Петрова, играю по вечерам негра!

Ну, слава Богу, что хоть не негр мне достался! А было это вечером в пятницу. А пятница – это традиционная ночь преферанса у моего друга, заместителя начальника норильскснаба, второго человека в городе и, кстати, замечательного поэта, Валеры Литвинова!
Короче, в полдевятого утра в субботу я, проиграв рублей десять, с сильно трещавшею головой,  потащился в театр и оделся Карлсоном. Ашот, которому тогда было далеко за пятьдесят,  плюс солидное брюшко, с трудом «выпархивал»  из-за кулис и ворковал: «Малыш! Вот я и прилетел!» Я же решил всем показать, что почём! Даёшь нашу режиссерскую братию! Залез на колосники – а оттуда до планшета метров восемь – и по канату соскользнул  на сцену! «Малыш! Вот я и прилетел!» - прохрипел я. Все были в восторге, а мудрый Леонид Савельевич сказал:
- Знаешь, старик, на двенадцатичасовом спектакле ты, пожалуй,  лучше «выпархивай», как Ашот. Я не хочу остаться без очередного режиссёра и без Карлсона единовременно!
И ведь вовремя сказал!  Как я не навернулся с этого грёбанного каната, да ещё с похмелья, – одному Богу известно!
Но уж вечером-то я отыгрался. Когда главнюк (так тогда было принято называть главного режиссёра) выперся на сцену с намазанной сажею рожей…


 

 ...и при этом заговорил «по-аглицки»,  не имея ни малейшего понятия об этом  языке…  Передать словами не могу! Так мы с ним и отпахали все каникулы:  я - Карлсоном, он – негром. 


До следующего понедельника.











13 комментариев:

  1. Здравствуйте, Семён! Да, как только не приходится выкручиваться в непредвиденных обстоятельствах. Спасибо, повеселили!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, да все ведь мы по диплому были и режиссёрами и артистами. Так что всё было нормативно. К тому же, мы с Белявским оба были не худшими артистами. У меня, например, есть премия за конкурс чтецов им. Яхонтова и за лучшую роль генерала Балмашова в "Гусарской балладе"в Петрозаводске (кстати, так же в аварийном порядке из-за болезни основного исполнителя).

      Удалить
  2. Семён, это было бы очень интересно взглянуть на Вас в роли Карлсона :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сам бы с удовольствие посмотрел, но, к сожалению, тогда не было на Севере техники для видеозаписи. Обидно.

      Удалить
  3. Карлссончиком впечатлилась, но я... о мандаринах. Как-то в Риме топали по Капитолийскому холму, а там всюду мандариновые деревья. И никто не ест. Увидела на земле черного кролика и рядом с ним мандарин, недавно упавший. Отобрала. Потом ели с мужем и плевались: жёсткий, кислый. Ели наверно только потому, что халява. Особо плохо потом не было, но узнала, что мандарины те декоративные, для еды не очень приспособленные.
    Кстати в военных городках тоже было ВСЁ. Я когда в Краснодар переехала с родителями, то впервые столкнулась с отсутствием сгущенки и вкусного сыра (может поэтому об этом продукте до сих пор с придыханием), и впервые увидела очереди за сметаной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я помню, как на гастролях норильчан в Красноярске мы отторчали в очереди за пельменями а потом варили их в кружке при помощи капитильника, а потом вкушали на здоровье под рюмочку!

      Удалить
  4. Забавно Семён.Да. Бывают ситуации, когда сам не знамо что вытворишь и удивляешься. Но Карлсон удался слава богу. А почему не негра?

    ОтветитьУдалить
  5. А потому, дорогая моя Вика, что Карлсон относительно молодой и в теле человек. А Мэтр Белявский был тощ и в возрасте за 60. Уж он-то с каната точно бы гробанулся. А негр - вещь безвозвратная. И да и я знал тогда аглицкий не лучше Мастера.

    ОтветитьУдалить
  6. Семён Яковлевич! Вот же жизнь у Вас интересная, даже Карлсона играли... И клубнику ели! Нам в сибирской глубинке приходилось есть картошку с салом, фрукты в деревне были в дефиците.

    ОтветитьУдалить
  7. Господи, Людмила Фёдоровна! Я тоже знаю, что такое сибирская глубинка. Летом мы с норильским театром по два месяца гастролировали по самым древним сибирским деревням и лагерям. Лагеря - это особая статья! Как нас любили зэки! Это не поддаётся описанию. У меня до сих пор хранится коллекция их подарков - от наборных ножей до хлебных скульптур, Высохли, но не рассыпались! Убийцы и насильники, но до чего же симпатичные ребята!

    ОтветитьУдалить
  8. Ах-ха-ха!!!
    Какая же это прелесть! Как представлю Карлсона, с’езжающего по канату на сцену, так и хохочу! Но спектакль не отменили...
    А вот если про цены на колбасу 2.30 руб и 3.80 руб, то тут разница все же в 65%

    ОтветитьУдалить
  9. Ну, я же не математик, я гуманитарий-интеллигент. Считаю, как цирковая собака - до пяти гавков. Кстати, про интеллигентов. Сразу после школы я пытался поступить на актерский факультет в школу-студию МХАТа. Экзамены принимал ныне покойный народный артист Грибов. Перед экзаменом нам дали какие-то листы, которые нужно было заполнить Там была графа "социальное положение". Мои родители в то время были служащими. Но я-то ещё нигде не служил!!! Поэтому ничтоже сумняшеча я написал: "интеллигент"! Когда Грибов это прочитал, с ним сделались корчи. Отсмеявшись и отхрипев, он сказал: "Молодой человек! Я служу искусству больше 50-ти лет и до сих пор не уверен, что могу называть себя интеллигентом. Если я доживу до того времени, когда Вы по праву сможете причислить себя к этой элите, я сниму перед Вами шляпу. А пока Вы, извините великодушно, щенок! Разумеется, экзамен я тогда провалил, и слава Богу. Потому что спрыгнуть в виде Карлсона с каната, это ещё не значит быть большим актёром. А мелким быть - беда всей жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Однако ответ был оригинальным.
      А вот это бесконечное «дурак он» или «гений» страшно распространено почему-то именно среди русско-говорящих. Я это помню с нашего физфака, где пока не надевали наконец студенту на голову его ярлык, споры ну прям не угасали...
      Что до американцев, обычно споры идут о ком-то явно не подражающему под существующий трафарет. В обычной среде люди довольно щедры на определения, и того, кто чуть умнее среднего запросто называют гением.
      Подумала и решила, что ведь так сжигается куда меньше энергии как у тех, что рвутся построить Картеру, так и у тех, с кем тому карьеру и прийдется строить.
      Всегда есть и исключения, и пример Теслы как раз из этой оперы, тем не менее в быту тут гораздо спокойнее между людьми.
      Стало быть если бы получился средний актёр, то тут он бы и сам ушёл из этого бизнеса, ибо актеры тут все freelancers, и никто не живет на зарплату, раздаивая ярлыки «гений-дурак»....

      Удалить