суббота, 2 ноября 2019 г.

НОВЕЛЛЛА ТРИДЦАТАЯ.

                                                                  Лайнер.

О том, как в искусстве СССР обходились рогатки развитого социализма. В БДТ был прекрасный спектакль по пьесе гениального драматурга Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Трагическая история девочки, не попавшей в отмеренное ей жизнью время.   Не попавшей до отчаяния, до слёз, до полного крушения молодой судьбы! Но какие слёзы, если мы строим коммунизм!?
Приёмная комиссия управления культуры с возмущением констатировала, что спектакль упаднический, не соответствующий социалистической действительности и чуть ли не антисоветский. Что делать? Повторную приёмку назначили через три дня. Ну, что можно принципиально изменить за три дня!? Но ведь гений на то и гений! Георгий Александрович придумал.
 
  В финале, когда всё было катастрофически плохо и беспросветно, внезапно раздавался гул турбин самолета, пролетавшего  высоко в небе в светлое будущее. Все участники спектакля задирали головы и со слезами счастья, глазами провожали лайнер. Спектакль был принят. С тех пор и пошло понятие: «сочинить лайнер», то-есть, придумать что-то, что оправдывает в глазах властей сомнительную для них истину!  Сколько «лайнеров» придумал Марк Анатольевич Захаров!  А Митта? В первой версии фильма «Экипаж» сюжет заканчивался смертью командира воздушного судна, которого играл Жжёнов, от инфаркта. Мало того! В нём был кадр «обнажёнки», в котором  снималась моя однокашница, прелестная Саша Иванес (впоследствии – Кухарешина, впоследствии - Аасмяэ, впоследствии – Яковлева), которая сейчас борется с тяжёлым заболеванием. Было ясно, что сцены обречены. И тогда Митта в финале снял начавшуюся атомную войну!!! Почему? Потому!
Комиссия поседела на глазах: «Вы что, с ума сошли?! Советский Союз за мир! Какая война?!» Режиссёр с пеной у рта доказывал, что это образ, призывающий избежать, не пущать и т. д. В итоге, когда дискуссия на повышенных тонах выдохлась, и Митта, зарыдав и махнув рукой сказал: «Хорошо, финал пересниму!»,  все забыли, что нужно было вырезать из картины. Сашенька Яковлева «в натуре» осталась. Финал, правда, был не таким, как задумывался первоначально. Персонаж Жжёнова остался жив. Но тут я не знаю, спохватился ли кто-то из министерства, или сам  Митта решил, что так будет правильно.
У меня в карьере тоже были «лайнеры». Но  такого мастерства, как  Великие, я ни разу не смог достичь! Был, однако, у меня такой момент, где не  мог спасти  никакой «лайнер». В Норильске я поставил удивительно добрый и тёплый спектакль, который до сих пор остаётся для меня одной из любимейших работ. Назывался он «Вино урожая тридцатого года». Повествовалось в нём о том, что без настоящей, светлой  любви и хорошего вина никакой коммунизм мы не построим. Разумеется, мысль эту я, как мог, завуалировал каким-то «лайнером». Спектакль прошёл семь раз с полным аншлагом. И вот, прихожу я в театр вечером, когда должна была состояться восьмая премьера. Глядь – а на афише замена! Я к директору – «кто заболел?» А он мне:
- Ты что, газет не читаешь?
- Как же, читаю, - ответил я (и соврал. Газеты тогда были предельно скучные).
- На всех первых полосах указ Горбачева о борьбе с пьянством!
- Ну и что?
- Как, «ну и что»? Ты, что ли,  совсем дурак?
- Ничего я не дурак! Спектакль ведь не о пьянстве, а о любви!
- Вот это ты и скажи первому секретарю горкома! Я уже получил строгача по партийной линии. Хорошо, что ты ещё в партию не вступил. Что с тебя взять!
Спектакль закрыли.
Когда я прощался с норильским театром, указ ещё действовал.  А в  театре была  традиция прощаться с артистами шикарным  застольем, поскольку мы, северяне, зарабатывали тогда весьма прилично. Третий секретарь горкома прекрасно  о ней знал. Он был театральный и вообще  просто приличный человек, поэтому часто приглашали и его. Разумеется, накануне отъезда я забежал к нему.
- Ты спятил, - испугался он. – Какое застолье без водовки, а указ?
- А что  делать? - спросил я. – Нельзя ж нарушать традицию. А, кроме того, меня же сочтут жлобом.
- А вот что, - ответствовал третий. – Накрой там в театре столы с тортиками и чайком. А потом бери всех, кто наверняка не заложит, и к себе домой. А уж там…
- А вы придёте, - поинтерсовался я?
- Ты за кого меня держишь? - обился он. – Конечно, приду.
Вот такие были времена.

До следующего понедельника.











26 комментариев:

  1. Привет, Виталий!
    Сноска сказки:

    Новогодняя сказка:
    https://cloud.mail.ru/public/EBPa/vFSa9wuHV
    Если удосужишься глянуть, сбрось твое впечатление в комментарии к моему блогу.
    Семён.

    ОтветитьУдалить
  2. Семён, да, вот такие были вмена. Интересный рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Времена, действительно, были любопытные. И, кстати, они зачастую вынуждали нас выдумывать такие не стандартные ходы и образы, какие при так называемой гласности и "демократии" не выдумаешь!

      Удалить
  3. Вот такие были времена! И сейчас не лучше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почему-то мой ответ не прошёл. Я забыл, редактируете Вы послания или нет. Если да, то, разумеется, ответ пройдёт. Если нет - то я с Вами почти согласен.

      Удалить
  4. Хайям вино не почитал за зло
    И воспевал во всех стихотвореньях.
    Ему, пожалуй, крепко повезло,
    Что он родился до постановленья.
    Эдуард Асадов

    Такие вроде бы благие цели власти принесли больше вреда, нежели пользы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Этого превосходного четверостишья я не знал. А что касаемо пользы или вреда - то чёрт его знает! Те времена принуждали нас к гораздо большей изобретательности, чем сейчас. А это, иногда, приносило потрясающие плоды!

      Удалить
  5. Интересная история, про Экипаж не знала. Лучше бы оставили как было первоначально.

    ОтветитьУдалить
  6. Конечно, и лучше, и правильнее! Слава Богу, хоть Сашенька осталась, хотя и её "порезали" безбожно.

    ОтветитьУдалить
  7. Семен, добрый вечер! Ну и что, за то весело! Сейчас ничего не режут... ох, как надо!!! Жаль только, что спектакль запретили! Конечно он был превосходный, как и все Ваши работы!

    ОтветитьУдалить
  8. Хорошо, хоть семь раз сыграли! Впрочем, хотя эта работа мне и очень дорога, но до моего зрелого уровня она много не дотягивала.

    ОтветитьУдалить
  9. Доброго дня Семён ! С Большим удовольствием прочёл Вашу новую новеллу ! Довольно интересно узнать подробности историй которые произошли довольно давно..тем более фильм "Экипаж" нашумевший боевик нашего времени, на ряду с пиратами 20-го века...)) Новогоднюю сказку смотрели с женой..- всё очень профессионально ! К Новому году, покажем внукам...надеемся тоже понравится...
    С Уважением,Виталий.

    ОтветитьУдалить
  10. Да....царь надо признать просто прелесть...)))

    ОтветитьУдалить
  11. Тоже никога не читала газет. Да и сейчас их не читаю. И телевизор не смотрю.
    Несмотря на цензуру, на всю идеологическую гадость, люди всё равно реализовывали свой талант. Дух и правда, неукротим.

    ОтветитьУдалить
  12. Семён, дорогой, смотрю и пересматриваю Ваши спектакли. Не все открываются, де это неважно! Меня пробирает до дрожи, до мурашков по телу. Представляю себе, какое впечатление было у нех, кто был в зале! Спасибо. Горжусь знакомством с Вами.

    ОтветитьУдалить
  13. Особенно я люблю детские спектакли! И дети, и актёры, как мне кажется, получают столько удовольствия. "Новогодняя сказка" - просто чудо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Огромное спасибо, дорогая Додо! Для меня невыразимая радость чувствовать, что мои работы ещё могут доставлять радость! Я счастлив, как давно этого чувства не испытывал!!!

      Удалить
  14. Перегибы, сколько из было. А страхи... Вот и застолье, где самогон пьют из чайников, а гостей потом увозят на скорой... Застала я то время

    ОтветитьУдалить
  15. Пивали и из чайников, и из термосов, что уж там! А что касается "скорой", то сколько политурщиков я перевозил в приемные покои, ужас! А сколько народу угробил Михал Сергеевич своей антиалкогольной программой! За это одно его надо было посадить пожизненно! Мы-то, медики, это на своей медицинской шкуре испытали!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну уж, нашли, за что пенять Горбачёву! Он и в подметки не годится своему старшему товарищу Сталину по продуктивности уничтожения населения страны, которой правил.
      В стране советов цена жизни человека всегда была в районе нуля.
      Зато с Горбачёвым теперь в театре можно ставить все, на что зритель пойдёт. И при этом до сих пор артисты получают зарплату от государства.
      Это ли не достижение?
      :-)

      Удалить
  16. Я не сталинист, но спасибо ему уже за то, что мои родители не сели! А что касаемо до Михаила Сергеевича, то я, конечно, погорячился. Да и вообще, власть такая штука, что всем не угодишь. Про это ещё великий Черчилль говорил. Вот Владимир Владимирович: учился в той же 281-й школе города Питера, что и я, а что получилось? И кто из нас вреднее для Расеи? Или полезнее? Вот то-то и оно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Говорят, что каждая страна достойна того правителя, который у неё есть.
      В последние выборы люди ведь сами его выбирали, аргументируя тем, что этого-то мы уже знаем.... Да к тому же он силе-е-е-н!

      Удалить
  17. Здравствуйте, Семён! Перечитала ещё раз, и комментарии тоже... Вот интересно, а какие времена наши люди посчитали бы лучшими? Правда, всем не угодишь. Ничего хорошего и во времена Горбачёва не было... Помню, как стояла в очереди за хлебом вместе с маленькими детьми (потому что на 1 человека давали по 1 булке)... Говорите, в театре можно было ставить что угодно... А на что было ходить в театры? Заплату не платили по полгода... Простите. Наверно, люди жили в разных местностях, но в провинции было не до культуры, лишь бы выжить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что верно, то верно, Людмила Фёдоровна! Я тоже помню, как по полгода ничего не платили. А нам в театре даже табуретками или унитазами, короче - натурой, платить было невозможно. А люди в театр ходили! Удивительно. Мне, правда, было попроще. Все-таки в Новосибирске было легче, чем даже в Академгородке, а я тогда жил один.

      Удалить
  18. А в Америке театры на самообеспечение, поэтому правительство никогда не вмешивается в репертуар, режиссеры должны не только быть профессионалами в создании спектакля, но и ещё и иметь чутьё бизнесмена, чтобы предугадать, или он покроет расходы на его создание и оплату персоналу.
    Независимость - это такая штука...

    ОтветитьУдалить
  19. В Японии то же самое. Но, как это ни парадоксально, именно советский (не только русский, но советский) театр, как культурная макросистема, был признан лучшей мировой моделью, каковой и являлся, пока Союз не приказал долго жить. То, что происходит с ним сейчас, это помесь таксы с крокодилом, и непонятно, что ещё, кроме какого-нибудь робокопа, может произвести эта Химера!

    ОтветитьУдалить