Необычный визит врача.
И вот
наступило время вступительных экзаменов. Нужно было без потерь пройти три творческих тура, коллоквиум (собеседование) с комиссией, которую
возглавлял Мастер, набирающий курс, и три общеобразовательных экзамена –
сочинение, устную литературу и историю. Разумеется, самой сложной задачей было
не срезаться на экзаменах по профессии, поскольку документы подали более
двухсот соискателей, а на курс зачисляли 10-12 человек.
Надо сказать, что и тут не обошлось без медицины, причём, весьма существенно! Дело в том, что в театре Георгия Александровича Товстоногова, который набирал курс, служила режиссёр Роза Абрамовна Сирота (прошу заметить, что Сирота – это не «сирота казанская», а фамилия с ударением на втором слоге!). Георгий Александрович был гениальный аналитик и постановщик, а Роза Абрамовна – не менее гениальный режиссер - педагог. Достаточно сказать, что именно ей обязаны и Басилашвили, и Стржельчик, и Ольхина и многие другие тем, что они стали великими артистами. Забавно то, что оба этих художника ревновали друг к другу и стремились, кровь из носу, преуспеть в том, в чём они были слабее конкурента. В конце концов, Сирота ушла во МХАТ, от чего проиграли оба. Но это другая история. А моя заключалась в том, что в бытность мою хирургом, я, волею случая, оказался лечащим врачом Розы Абрамовны, которая после операции (уж не помню, какой) оказалась в моей палате. И вот, когда окончательное решение было принято, и оставалось только отработать три года по распределению, я решился и позвонил Сироте с просьбой уделить мне час времени. Она не знала, зачем я хочу встречи, поскольку здоровье её тогда вполне пришло в норму. Тем не менее, она сказала, что ждёт «своего любимого доктора» дома после обеда. Я зарядился шикарным букетом и явился в назначенное время. Когда я объявил, что намерен завершить медицинскую карьеру и посвятить себя театру, она пришла в буйную ярость.
Надо сказать, что и тут не обошлось без медицины, причём, весьма существенно! Дело в том, что в театре Георгия Александровича Товстоногова, который набирал курс, служила режиссёр Роза Абрамовна Сирота (прошу заметить, что Сирота – это не «сирота казанская», а фамилия с ударением на втором слоге!). Георгий Александрович был гениальный аналитик и постановщик, а Роза Абрамовна – не менее гениальный режиссер - педагог. Достаточно сказать, что именно ей обязаны и Басилашвили, и Стржельчик, и Ольхина и многие другие тем, что они стали великими артистами. Забавно то, что оба этих художника ревновали друг к другу и стремились, кровь из носу, преуспеть в том, в чём они были слабее конкурента. В конце концов, Сирота ушла во МХАТ, от чего проиграли оба. Но это другая история. А моя заключалась в том, что в бытность мою хирургом, я, волею случая, оказался лечащим врачом Розы Абрамовны, которая после операции (уж не помню, какой) оказалась в моей палате. И вот, когда окончательное решение было принято, и оставалось только отработать три года по распределению, я решился и позвонил Сироте с просьбой уделить мне час времени. Она не знала, зачем я хочу встречи, поскольку здоровье её тогда вполне пришло в норму. Тем не менее, она сказала, что ждёт «своего любимого доктора» дома после обеда. Я зарядился шикарным букетом и явился в назначенное время. Когда я объявил, что намерен завершить медицинскую карьеру и посвятить себя театру, она пришла в буйную ярость.
- Вы что, - кричала Сирота. - У вас не все дома?! Вы
владеете такой замечательной, такой благородной профессией, - продолжала разоряться Роза
Абрамовна! - Вы же хирург от Бога!
Театра ему захотелось! Театр – подонковатый мир, террариум единомышленников! Там вас,
интеллигентного еврейского мальчика,
продадут, перекупят и опять продадут за 30 сребренников. Да какие там сребренники – ни за медный грош!
И думать не смейте! Сожрут с потрохами и какашками! («Какашки» – это реплика
Змея Горыныча из повести Василия Макаровича Шукшина «До третьих петухов»,
которую я ставил в Норильском Заполярном
театре и в Новосибирске на моём актёрском
курсе).
К жёсткой и даже, я бы сказал, жестокой
мысли Розы Абрамовны про «террариум единомышленников», мы ещё вернёмся.
Настоящее искусство – это всегда гонка на выживание. Так повелось даже не с
эпохи Возрождения, а с незапамятных времен Голоцена.
И вот, когда Сирота успокоилась, я сказал:
- Роза Абрамовна! Решение окончательное.
С «какашками», так с «какашками».
Она как - то обмякла и устало сказала: - Ну, что ж. - Не перевелись ещё на Руси
блаженные.
Значит, так: если Вы, действительно,
намерены стать профессионалом, то поступать нужно только в мастерскую Товстоногова. Но он вас не возьмёт. Надо быть не только приличным
актером, чего за вами не водится (она тоже видела «Волшебника из Гель-Гью»), но
и незаурядным интеллектуалом, который одинаково хорошо разбирается в
литературе, театре, живописи и классической музыке. Сам
Георгий Александрович не только
выдающийся режиссер и интеллектуал, но
ещё и знает в совершенстве пять языков, а вы даже по-английски, кроме
«О-ес» ничего тявкнуть не умеете… (Тогда
она была права. Сегодня я «тявкаю» на трёх).
- Зато я свободно владею польским, -
парировал я.
- Ну, ну, - ехидно сказала Сирота. – Это
вы по-польски скажете Мастеру. Тем более, что именно польского он, как раз, и не знает!
До понедельника.
Да, Семен, визит необычный, но целенаправленный! Правильно сделали, что не отступили и решились на радикальные изменения. Уверенна, получаете удовольствие! А польский, чудесный язык!
ОтветитьУдалитьОчень люблю этот язык и поляков! Ну, кому мешало то, что мы нормально сосуществовали! Чёрт бы побрал всех этих мерзостных политиков - что польских, что наших! Но - диалектика!
ОтветитьУдалитьСемён.
Семен, интересная история. Здорово, что Вы владеете польским языком, а сейчас вообще на трех языках говорите.
ОтветитьУдалитьПривет, Наталья!
ОтветитьУдалитьГоворю на трех - это несколько сильно сказано. После того, как я закончил карьеру руководителя театра, я уже не бываю за границей и не имею языковой практики. Так что действительно свободно я нынче говорю только по-польски. Английский и французский понимаю, читаю, но уже не говорю. Нет языковой практики с носителями языка. Увы. И спасибо за отзыв.
Интересный рассказ из жизни интересных и талантливых людей!Спасибо, Семён! Установила ваш баннер у себя в блоге (см. внизу) https://domashiniabibliotekaadiliimokkuli.blogspot.com
ОтветитьУдалитьДорогая Амелия!
ОтветитьУдалитьСбросил ответ на адрес https://domashiniabibliotekaadiliimokkuli.blogspot.com
Да, все дороги ведут в Рим. Ваши дороги вели Вас в театр. Да и в мой блог тоже. Сколько верёвочке ни виться....так сказать...
ОтветитьУдалитьИнтересный рассказ. А ведь правда, очень рисковая ситуация: быть уже сложившимся профессионалом в такой серьезной области, как медицина, взять и ...полностью ...радикально сменить курс. Я бы тоже орала, как Роза Абрамовна)), ну, дабы убедиться в серьезности намерений)).
ОтветитьУдалитьНу, если истинно честно, дорогая Валерия, никакого страха не было. Страх появился позже. При чем не страх, а ужас! Ужас от того, что я мог срезаться в самом неожиданном сегменте моей будущей карьеры! (Об этом дальше) Этот ужас преследует меня каждую вторую ночь до сих пор... Но, видимо, меня вёл Бог! Я, действительно, стал Мастером, известным на четырех континентах. Сам до сих пор удивляюсь. Сказка Золушки, у которой в полночь не рассыпалась тыквенная карета!
ОтветитьУдалитьНа самом деле мне ситуация понятная, я сама сделала тоже самое, в 26 лет радикально сменила профессию. И страха не было...может, потому что было 26))).
УдалитьСемён Приветствую ! Очень интересно и поучительно... Мне языки никогда не давались,к сожалению...
ОтветитьУдалитьПривет, Виталий! Рад был видеть твой комментарий на блоге! С французским у меня вообще было всё очень забавно. Научила меня
ОтветитьУдалитьмама. Она знала его как следует, а я был любопытен. В школе у нас была училка только-только из ВУЗа. Говорила она по-французски, как макака, о чём я ей немедленно и сообщил. Она - в слезы! Ну, разумеется, директор, родители, и т.д... Но мама, дай ей Бог на том свете, сказала: "Товарищ директор, ну, что тут поделаешь, если мальчик знает язык лучше, чем ваш препод?!" Слава Богу, директор по фамилии Люторович был не идиот! Он подумал и сказа: "Ну, ничего тут не поделаешь! Только пусть он больше не появляется на уроках иностранного и чтобы не дискредитировал учительницу!"
Так у мня появились 45 минут для самообразования!
Семён.
Это молодость, максимализм, наглость если хотите. Резко менять всё это поступок. Были такой момент в жизни тоже. в период перестройки. Но тут не самостоятельный шаг, а вынужденная мера. Была прекрасным уважаемым геологом и пришлось встать на некоторое время за прилавок - когда всё летело в тартарары. А потом еще и эмиграция и язык другой пришлось изучить - это хотя бы плюс в ситуации.
ОтветитьУдалитьДа уж, Вика! Не помню, кто сказал, что "не дай Бог жить во времена потрясений"! Мне ещё повезло - решение было за мной и с ним все возможные последствия. Счастье, что угадал... А ну, ка нет?!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Семён! Этот надо иметь силу воли и уверенность в себе, чтобы поменять... не только карьеру, всю жизнь! Оно того стоило? Не жалеете теперь?
ОтветитьУдалить