пятница, 23 февраля 2024 г.

ПОВЕСТВОВАНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ (окончание).

                                     АЛЕКСАНДР 3.  (окончание).

 Ожидаемым итогом оказался арест всех членов подпольной ячейки. Первое покушение на Александра 3, совершенное при таких трагикомических обстоятельствах, только укрепило реакцию в стране, открыв путь для репрессивных, жестких мер. Преступление и наказание.

После ареста судьба экстремистов была печальной. Кары не избежал и идейный вдохновитель – Петр Шевырев. Его нашли в Крыму и доставили в Шлиссельбургскую крепость. Несмотря на прошения о помиловании организаторов покушения на Александра 3, часть участников заговора казнили через повешенье. Другим смертную казнь заменили каторгой, сослав в разные уголки Российской империи. 




Далее последовало крушение царского поезда. Избежав смерти от рук бомбистов, самодержец и его семья пережили железнодорожную аварию, которую некоторые российские чиновники расценивали как второе покушение на Александра 3. Это событие произошло 17 октября 1888 г. Царская семья возвращалась из Крыма. На железнодорожной насыпи произошел сход вагонов. Чудом избежав смерти, проявляя чудеса храбрости, царь удерживал крышу вагона, которая едва не похоронила заживо его семью. 





Когда все выбрались из-под обломков, то первой мыслью, возникшей у потерпевших, было, что крушение царского поезда - покушение на Александра 3. Было назначено расследование обстоятельств случившегося, но никаких плодов оно не принесло. Представители различных ведомств всячески отрицали собственную вину, кивая друг на друга. С учетом безрезультатности таких поисков, было принято решение прекратить искать виновных, ограничившись громкими отставками. Версии случившегося С.Ю. Витте, управлявший на тот момент Обществом Юго-Западных железных дорог, утверждал, что причиной случившегося является превышение скорости и наличие законов Ньютона в природе. Признавать неисправность и несоответствие должному техническому уровню железнодорожного полотна ему не хотелось. Некоторые исследователи указывают на явную схожесть аварии на ту, что произошла за 9 лет до описываемых событий. Представители небезызвестной «Народной воли» осваивали метод пуска поездов под откос, в силу невероятной эффективности такого мероприятия. 



 

Осенью 1879 года группа Софьи Перовской совершила подобный акт, но тогда никто тогда не пострадал. «Дело о гнилой шпале», как ехидно называли эту трагедию некоторые недалекие обыватели, закрыли из-за недостатка улик. Или нет? Может, этому есть другое объяснение? Например, такое, что российские спецслужбы того времени просто не хотели заронить в общественном сознании даже мысль о возможности совершения подобного преступления, опасаясь повторений. Было ли это покушение на Александра 3? Пока точного ответа нет.

 До понедельника.






2 комментария:

  1. Ну уж эта "Народная воля". А улица Софьи Перовской долгое время украшала центр города. Интересный рассказ Семен.

    ОтветитьУдалить