суббота, 16 апреля 2022 г.

ПОВЕСТВОВАНИЕ ВТОРОЕ (продолжение).

Завещания и не надо!

Пока Петр страдал во дворце, как пишет Андрей Островский, Меншиков покинул место домашнего заточения и начал действовать. Он перевез государственную казну в Петропавловскую крепость, комендант которой был ему предан, отдал приказы о закрытии выездов и въездов в город, выставил гвардейские караулы у императорского дворца и убедил гвардейских офицеров в случае чего встать на сторону Екатерины. Мог ли он решиться на такое, не будучи уверен, что царь уже не поднимется?

 


Тело Петра не вскрывали, а сразу выставили в зале дворца для прощания. Это тоже аргумент в пользу того, что царь был отравлен, и следы действия яда проявили бы себя на внутренних органах умершего, чего боялись заговорщики. Лицо царя припухло — след плохой работы почек.

Историк Александр Вейдемейер в книге «Обзор главнейших происшествий в России с кончины Петра Великого до вступления на престол Елисаветы Петровны» (1836): «В соседней зале уже собрались сенаторы и высшие чиновники для обсуждения дальнейшего образа действий. Когда к собравшимся вышел кабинет-секретарь Алексей Макаров и объявил, что завещание царем так и не было составлено, многие пришли в замешательство. Послышались даже предложения спросить воли народа». Но Меншиков не растерялся и вытолкнул на середину комнаты псковского архиепископа Феофана Прокоповича.

 

Тот знал, что сказать. С присущим ему красноречием он спросил собравшихся, помнят ли они слова Петра во время коронации Екатерины, что он возводит ее на престол, дабы та царствовала после его смерти? «Забывчивых не оказалось».

          «Господа! — вскричал тогда Меншиков, — теперь мне не нужно никакого духовного завещания! Свидетельства Вашего Преосвященства более чем достаточно. Да здравствует наша государыня императрица Екатерина!» Эти слова были встречены всеобщим одобрением. Завершив славословия в адрес императрицы, Меншиков, со слов Вейдемейера, «пошел к вдове Петра и сказал ей: «Мы признаем тебя нашею всемилостивейшей государыней и посвящаем тебе и имущество, и жизнь нашу!»

Продолжение следует.

До понедельника.

 

8 комментариев:

  1. Ловкий какой Меньшиков. Надо же, уже тогда производили вскрытие.

    ОтветитьУдалить
  2. Мало того, что тело Петра не вскрывали! Его и похоронили лишь спустя полгода после кончины! Но это отдельная история последам коей можно сочинять детективный роман.

    ОтветитьУдалить
  3. Да все Ваши истории напрашиваются на экран или на сцену.

    ОтветитьУдалить
  4. Честно говоря, по мере того, как накапливаешь жизненный и научный багаж, тем для фантазий спектаклей и фильмов становится множество. Но, как только ты становишься свободен в выборе, выясняется, что у тебя уже нет необходимой для реализации всего этого богатства энергетики. Не соврамши могу сказать, что я реализовал, как минимум, 90% того, что планировал, когда уходил из медицины в искусство. Но ведь известная истина: "Чем больше ешь, тем больше хочется!"

    ОтветитьУдалить
  5. Что ж, теперь настала пора выражать себя другим образом. И у Вас это великолепно выходит. Это же хорошо, что мы можем менять роли, жить много жизней. Как-то ко мне приехала моя подруга из Америки. Я повела её к своему парикмахеру. Даме этой было около семидесяти. Она была в великолепной форме. И я рассказывала Жене - моей подруге, что знаю эту женщину около 15-ти лет, и она совсем не изменилась. И даже салон у неё точно так же отделан. Публика та же. Словно время остановилось. А сама она поведала нам, что начала работать в этом же заведении, когда ей было 18! То есть всю жизнь одно и то же. Тогда Женя спросила меня, хотела ли бы я весь мой век жила в одном и том же доме, ходила на одну и ту же работу, общалась с постоянно с одними и теми же людьми. И я подумала, что я бы не выдержала. Предпочитаю меняться, стареть, седеть, нно жить полнокровной жизнью. Пусть иногда и очень трудной. С постоянными переездами и приключениями.

    ОтветитьУдалить
  6. Дорогая моя и любимая Додо! Я всегда рад Ваши комментариям, тем более, что у меня возникло ощущение, что моё историческое эссе больше никому не интересно. Но мне хватает Вашего интереса. Так же, как всегда с интересо читаю Вас. Даст Бог, ещё пошумим.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Семён! А мне вот тоже интересны Ваши исторические публикации. Я вообще увлекаюсь историей, особенно отечественной.

    ОтветитьУдалить
  8. Чрезвычайно рад, Лариса! История - это "океан", а российская ещё и почти четверть суши!

    ОтветитьУдалить