суббота, 28 декабря 2019 г.

НОВЕЛЛА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ.

                                   Сон о белых горах.

    Как я уже писал, в Норильском  Заполярном я первый и, похоже, единственный в стране, поставил на театре «Сон о белых горах» - одну из глав великого произведения Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба».

 Виктор Петрович!!! Господи!  Несколько встреч с этим честнейшим, истинно русским,  писателем во многом сформировали меня, как человека и  гражданина – не сочтите это за высокопарные слова.
Но что есть, то есть! 

 
 

Чтобы описать впечатление от встреч с этим великим россиянином, нужно быть Астафьевым! Я им не был! Но мне редкостно  повезло. Директор Норильского театра пошёл на значительные расходы, чтобы командировать меня в Вологду, где тогда жил Виктор Петрович. Там же, в Вологде жил и работал великолепный психолог, мой друг, Гриша Гиндин, который был настолько известен в городе, что им заинтересовался сам писатель. И через него, Гришу,  я вышел на Астафьева и испросил у него встречу, которая не стала последней с  ним, но стала судьбоносной.
Одним ясным вологодским утром я пробудился ото сна, нафабрился и пошёл на первую встречу. Виктор Петрович с его замечательной женой, потрясающей русской женщиной, которая и «коня на скаку…» - ну, дальше сами знаете - встретил меня очень радушно и сразу пригласил позавтракать рыбкой, которую он выловил в 4 утра. А надо вам сказать, что рыбаком Астафьев был отменным, и рыбка была замечательная! После завтрака писатель пригласил меня в свой рабочий кабинет и задал вопрос, которого я, ну, никак не ожидал!
- Ты читал Пикуля? – спросил Виктор Петрович.
- Конечно, - ответствовал я.
- И? - внимательно посмотрел на меня Астафьев.
- По-моему – графоман, - моментально ответил я.
-Ну,  - сказал Астафев, - тогда продолжим разговор о твоей постановке.  Потому что он, может, и не совсем графоман, но то, как он позволяет себе обращаться с русской историей, возмутительно. И если, как все эти м…., ты сказал бы, что в восторге от его писаний, я бы спустил тебя с крыльца.
За этой «проверкой на вшивость» последовало несколько встреч и удивительных бесед,  во время которых Виктор Петрович, как бы, исповедовался передо мной, тогда ещё  щенком. В частности, он сказал, что написал отвратительную пьесу о войне, «Черемуха», за которую ему стыдно.  И, тем более стыдно, что эту скверную (определение его) пьесу растиражировали чуть ли не на полста театров России, а он, Астафьев, получает гонорары. И единственно, что он может сделать в такой ситуации, так это пожертвовать эти деньги детдомам, в одном из которых он сам когда-то воспитывался. И еще он сказал, что мечтает написать настоящий роман о настоящей, а не киношной,  войне, которую он прошёл от и до. Будет время и желание – прочитайте «Прокляты и убиты». Великая книга, которую он так и не успел дописать до конца, и с которой – и то в определённом приближении – я могу поставить в один ряд  только книгу-откровение Некрасова «В окопах Сталинграда». И уж попутно. Не могу я считать Сталинград Волгоградом. Кощунство это! Ну, причём тут Сталин, к которому можно относиться по-разному?! Но Сталинград - это страница нашей великой истории.  И имя этого героического города – тоже история. А вот Санкт-Петербург я одобряю полностью! Парадокс?  Впрочем, каждый вправе решать сам.
И, наконец, в последний день моей командировки (а уезжал я из Вологды днём) Виктор Петрович пригласил меня на утреннюю четырёхчасовую рыбалку.  Рыбу ловить я как не умел, так и до сих пор не умею. Он дал мне удочку, наживку, всё объяснил, но я опозорился по-полной. Пока Астафьев вытаскивал одну рыбку за другой, эти речные твари съели у меня поочерёдно крючёк,  грузило, а потом,  и поплавок! Виктор Петрович ужасно веселился и незлобливо издевался надо мной, как мог!
Когда спектакль был выпущен, он трижды пытался прилететь в Норильск, чтобы увидеть нашу с ним постановку, но – не судьба! Норильск на то и Норильск, что вылететь в него ты можешь, а вот прилететь…

Продолжение  следует.

С НОВЫМ ГОДОМ!




До понедельника, уже в новом году!



9 комментариев:

  1. Здравствуйте, Семён! Спасибо за интересные новеллы! Пусть 2020 год принесет вам много сюрпризов и подарков! С наступающим Новым годом!

    ОтветитьУдалить
  2. Дорогая Ирина! Спасибо за поздравления и пожелания. Вам тоже всего-всего и много общения в новом году!

    ОтветитьУдалить
  3. Семён, какой же Вы счастливый человек, что лично знали Виктора Петровича Астафьева. Очень интерессный рассказ. Я знаю, что Астафьев связан и с Пермским краем и с Прмью в частности. Он жил и работа у нас после войны до конца 60-х годов.
    От всей души поздравляю Вас с наступающим Новым годом и желаю всего самого наилучшего, а самое главное крепкого здоровья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталья. Действительно, большое счастье быть лично знакомым с такой глыбой русской культуры. Потом мы созванивались и оба жалели, что он так и не сумел прилететь в Норильск.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Семён! Вот и ещё один замечательный человек - герой Ваших воспоминаний. Виктор Астафьев - большой писатель и прекрасный человек, и это интересно, что Вы были с ним знакомы.
    Пусть Новый год будет позитивным ! Здоровья и хорошего настроения! С наступающим!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Вот уж что верно, то верно! Великий русский писатель Виктор Петрович! Такие встречи на всю жизнь. Боже мой, с кем мне только не посчастливилось встречаться! И, как это ни жаль, эти люди уходят один за другим. Что делать, такова природа. Вот и Юрский в этом году ушёл, и Галина Борисовна Волчек (с ней, правда, мне не довелось встречаться). Но... Жизнь - река. До нас текла и после нас будет течь. И это Господь мудро придумал!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за интересные воспоминания. Поздравляю Вас, Семен, и Ваших читателей с наступившим 2020 годом. Желаю хорошего настроения и здоровья, счастья и любви, достатка и гармонии. Пусть дома и на работе все складывается удачно, а проблемы обходят стороной! Всего самого светлого вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вам, Анна Борисовна, тоже всего самого лучшего, а главное - здоровья! Будет оно, будет и всё остальное.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Семён! За новогодними хлопотами ка-то пропустила Вашу новеллу. Но исправляюсь, прочитала сегодня, в Рождество. Очень интересно. Виктор Астафьев - совесть русского народа. Спасибо за воспоминания о нём!

    ОтветитьУдалить