суббота, 16 ноября 2019 г.

НОВЕЛЛА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ (продолжение).


                                          Норильск.



...и оказался в бескрайней тундре! В испуге я осмотрелся. Не было видно ни черта, ни арки, ни театра,  ни  полярных медведей - только туманные огни  города за спиной. Хорошо ещё, что я не попёр  в эту невидимую тундру искать театр. Вполне возможно,  что…
…не нашёл бы дороги назад. 








Ларчик открывался просто: арка стояла не перед театром, а параллельно ему. В темноте, да ещё и в пургу,  я просто не заметил здания справа от неё! (см. картинку без пурги ).






Вот он, «домик-пряник» справа от арки, в котором я прослужил шесть счастливых лет! Город был небольшой, тысяч сто пятьдесят жителей, и нужно было выпускать, как минимум, восемь премьер в сезон, чтобы не обмануть ожиданий норильчан. Театр любили, зал всегда был полон. Поэтому репетировали иногда одновременно три спектакля. Мне на диплом досталась очень симпатичная пьеса Володи Меньшова (помните его фильм «Москва слезам  не верит») «Месс Менд» по роману пламенной революционерки Мариэтты Сергеевны Шагинян. Но едва я начал работу, как в Норильске произошло чрезвычайно происшествие. Зима была самая суровая за последние пятьдесят лет, и где-то глубоко в тундре от мороза (а может, это был теракт, хотя о терактах мы тогда ещё не слыхивали) взорвались обе нитки газпровода, по которому  из мессояхского месторождения в город поступало топливо.  Но это же вам не тёплая Украина! Представьте, на улице минус шестьдесят три, а город, практически, без единственного энергоносителя! Был, правда, н.з. угля, но и его было мало.  И, кроме того, требовалось время на перенастройку под этот самый уголь ТЭЦ. О батареях в домах я уже не говорю! Мы с главным художником театра, Лидией Александровной Рахмановой, сочиняли декорацию  в её квартире, где температура не поднималась выше минус  три.  И это было ещё тепло! В гостинице было от  минус восемь и далее – сами понимаете.  В театре примерно так же. Тем не менее, каждый вечер зал набивался по-над крышу. Вместо шикарных платьев и костюмов богатые люди  северяне (платили тогда на Крайнем  Севере очень хорошо) сидели в шубах, варежках и ушанках. Помню, шёл спектакль «Девятый праведник», в котором из костюмов на актёрах были только туники и сандалии. Отыграв эпизод, артист пулей вылетал со сцены за кулисы, хлопал пятьдесят граммов водки – и мчался обратно – играть для норильчан.  Норильчане были люди мужественные.  Это даже особо не ценилось, а было в порядке вещей: кто-то лил металл, кто-то латал газопровод, а кто-то при минус неизвестно сколько голым играл на сцене. Мне всё было в новинку, и я с воодушевлением купался в этом приключении. Вскоре я понял, как неуместен был мой щенячий восторг. Город замерзал. Надежда была только на аварийщиков, которых, чёрт знает в какую пургу, безбожно рискуя, военные вертолетчики перебросили к месту разрыва. Ребята при жуткой погоде, когда даже в накрученных ватниках «свежачок» пронизывал до костей.  Ночуя в армейских палатках со старорежимными керогазами, за неделю они сумели «склеить» главную трубу, в результате чего, город был спасён. И не только город. Как мне позже стало известно, в Красноярск экстренно перебросили полк армейских «Антеев» для эвакуации жителей Норильска. Но дошло бы дело до этого, простые расчёты показали, что если бы даже  «Антеи» смогли пробиться сквозь совершенно не лётную погоду,  до полной катастрофы они успели бы вывезти не больше 20-ти – 30–ти тысяч человек. То-есть, практически,  только дети и старики!  Что же касается остальных…  Я  уже писал:  Север – штука беспощадная.

Окончание следует.

До понедельника.


23 комментария:

  1. Какая жуткая история. Даже представить страшно такую катастрофу. А театр жил. Аплодисменты !!!.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Только что ответил, но ответ почему-то не прошёл. Вкратце повторяю. История, действительно, жутковатая. Спасались только театром!

      Удалить
  2. Очень люблю театр! Когда училась в Кемерово мы с подружкой все спектакли пересмотрели по несколько раз Кемеровского драматического театра имени Луначарского. У нас в Полысаево театра нет. И с гастролями никто не приезжает. В прошлом году родственники меня возили в Кемерово в Молодежный театр. Теперь не знаю, когда еще побываю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж Кемерово и для меня родной город. Не помню, писал ли я Вам, что с 1994 по 2000-й годы я там поставил четыре приличных спектакля. Художественным руководителем тогда был мой хороший друг Борис Нифантьевич Соловьев.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Семён! С интересом прочитала Ваш предыдущий пост и настоящий. Не представляю, как можно жить и работать при таких морозах. Хотя, у нас в Ленинске-Кузнецком (Кузбасс) зимой 1984-1985 года стояли 50 градусные морозы, произошла авария и трубы с батареями во всём городе полопались. Я тогда только начала работать первый год в детской библиотеке. Мы, библиотекари, работали в шапках и пальто, а дети всё равно приходили за книгами, и даже сидели в читальном зале, смотрели журналы.

    ОтветитьУдалить
  4. Действительно, это было круто! Но та зима была аномальная, почти три месяца в районе минус шестьдесят. Так что можно сказать, мне "повезло" сразу познать, что такое настоящий Север!

    ОтветитьУдалить
  5. Просто жуть! Семен, самое главное, что в такой страшной ситуации каждый делал свое дело и не было паники. Конечно, кто -то недопонимал, но это и к лучшему. Ну, а артисты вообще народ стойкий!!! Вы молодцы, прошли испытание судьбой достойно!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Честно говоря, в той ситуации я был полный дурак, и мне-то гордится нечем. Но, слава Богу, Он предоставил мне шанс, и не один, где было, чем гордиться. Я Его не подвёл, хотя во всех трёх суперэкстремальных ситуациях, где решался вопрос о жизни и смерти, я действовал чисто интуитивно и пугался уже пост фактум. Потом я бежал в храм и благодарил Его, за то, что он не дал мне не обделаться, и подсказал единственный ход. Это, как в творчестве. Мучаешься, психуешь, и вдруг... Даже мой незабвенный Мастер говорил, что иногда что-то стреляет в темечко - и вот она, находка. Откуда приходит? Да оттуда же! Ведь одаряет же тебя Кто-то талантом! Ну, понятно мама с папой. А их кто? Вот такой коленкор...

    ОтветитьУдалить
  7. Ой-ой, какая суровая история! Хорошо, что газопровод починили.

    ОтветитьУдалить
  8. Не то слово! Если бы ребята газовщики-тундровики не справились, нынче никакого блогера-режиссёра не было бы, а хирург остался бы токмо в памяти благодарных пациентов! Это же Вам не хухры-мухры, это Север!

    ОтветитьУдалить
  9. Какой кошмар!
    Город абсолютно без продуманного плана на случай катастрофы. Типичный случай для советской власти, где цена жизни равна нулю.
    Геройство всегда латает дыры разгильдяйства...

    ОтветитьУдалить
  10. Честно говоря, никто из нас тогда об этом не задумывался. Впрочем, кому бы могло прийти такое в голову. Ну, шёл газок, как через Украину, и никто ни о чём не беспокоился, а нынче?..

    ОтветитьУдалить
  11. Семён, добрый вечер. Или все-таки dobry wieczór?
    Ваша история под номером "тшиджести еден" вызвала просто слезливость в глазах. Ну не могу читать про холод, хотя южанкой считаюсь не так уж давно)))

    ОтветитьУдалить
  12. Dzień dobry. Bardzo się cieszę, że otrzymałem przynajmniej kilka słów, nawet w słowiańskim alfabecie, w mojej ulubionej (po rosyjsku) polskiej mowie!
    Я человек северный. Для меня Север значит на порядок больше, чем все южные моря, хотя и Чёрное, и Азов я очень люблю. Слёз на глазах у нас, норильчан, не было. Они просто замерзали в глазах за две-три секунды! Но это было очень серьёзной школой. Это почти то же самое, что первый раз в жизни вытаскивать из-под трамвая то, что минуту назад было человеком. Уж извините за натурализм, но такой урок стоит очень дорого. До сих пор иногда по ночам снится. А прошло больше пятидесяти лет. Да и не только это... Меня Бог миловал от многих страшных вещей. Но во многом Он меня и испытывал, за что я Ему благодарен по гроб жизни. Ни о чём не жалею. Как пишут в скверных книжках дал бы Он мне прожить всё по новой - ни секунды не изменил бы!

    ОтветитьУдалить
  13. Czekam na więcej wiadomości w języku polskim. To tylko przyjemność. Po prostu nie mam z kim movic v języku.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и у меня "не мам з ким розмовьяч по польску": сын по работе только "по ангельску", а у меня на работе увлечения никто не понимает, хотя есть семья этнических поляков. Хотя говорить пока - сильно сказано: набираю словарный запас, туплю от падежей и спряжений глаголов. Слышала, что в случае с польским эту фигню можно оставить "на потом", но пока учу в том порядке, как предлагает самоучитель.

      Удалить
    2. И это абсолютно верный способ самостоятельного изучения польского. А какой у Вас учебник? Лучший написан Данутой Василевской с соавтором.

      Удалить
  14. Браво! Искусство живет при любой погоде! Суровые были у Вас испытания, но они и закаляют

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что верно, то верно! Без таких уроков жизни трудно рассчитывать на настоящий успех в нашем деле.

      Удалить
  15. Семен, добрый день! Я уже несколько дней молчу и все думаю, как Вам написать о постановках "Проклятие меча и Сотворившая чудо". Не могла раньше посмотреть, была у мамы, она приболела и у нее смотреть не было возможности. Уже писала Вам , что Вы Гений , талантливый человек, и наконец увидела Вас, еще и очень обаятельный... Как точно переданы чувства: переживания, боли, горести, мести и наконец любви. Очень трогательно, до глубины души пробирает. Я уже несколько раз просмотрела "Проклятие меча", философия о любви, жизни и смерти. Вы конечно не такой, как все, поверьте, в хорошем смысле!!! Спасибо за полученное удовольствие! После увиденного, так не хочется опять возвращаться в реальность, окунаться обыденность, но ничего не поделаешь... Еще раз, спасибо!!! Вы трудяга и мастер своего дела!!!

    ОтветитьУдалить
  16. Огромное спасибо за это письмо, Ирочка! Я чрезвычайно тронут -честно-честно! Я не помню, сбросил ли я Вам еще несколько ссылок. Если я этого не сделал, при желании напишите. У меня еще шесть записей. С удовольствием поделюсь.

    ОтветитьУдалить
  17. Да, Ирочка! Я, скотинка, забыл пожелать здоровья Вашей маме. Ну, разумеется, и Вам, хотя, надеюсь, Вы нынче здоровы. Сам я тоже пока ничего себе. В декабре иду к моим отоларингологам. Вроде, все ничего, но работать пока не могу. Голоса хватает на 10-15 минут интенсивной голосовой работы. Для проведения хотя бы одной репетиции это ничто! Ну, да посмотрим дальше. Пара предложений остается пока в силе.

    ОтветитьУдалить
  18. Боже мой. Какое величие духа! Несмотря ни на что люди собираются, чтобы насладиться искусством. Поэтому мы так живучи. И не учёные, не военные спасут мир, а искусство.

    ОтветитьУдалить