понедельник, 4 августа 2025 г.

ПОВЕСТВОВАНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОЕ (продолжение).

 Почему ликвидировали Сергея Кирова

При подъезде к Смольному безопасность Кирова обеспечивали три сотрудника комендатуры, дежурившие с внешней стороны здания. В Смольном вождя ленинградских большевиков встретил оперативный комиссар М.В. Борисов, назначенный на эту должность 1 февраля 1934 года. С октября 1929-го он привлекался к охране Сергея Мироновича как рядовой сотрудник Оперода. В обязанности оперкомиссара входило: сопровождение охраняемого лица по Смольному, в остальное время пребывания охраняемого лица в своем кабинете он должен был находиться в приемной секретаря Н.Ф. Свешникова. Еще один сотрудник комендатуры, Н.Н. Дурейко, был дозорным третьего этажа.



Известно, что Сергей Миронович тяготился охраной. В ноябре 1934 года начальник Оперода Губин докладывал руководству, что Киров по-прежнему не разрешает охрану. Сотрудникам охраны (за исключением лиц сопровождения) были даны указания держаться от охраняемого лица подальше и не показываться на глаза. Вопрос о выделении специального комиссара для постоянной охраны Кирова так и не был решен.

Такое отношение к охране было характерно не только для Кирова. До 1 декабря 1934 года многие высшие руководители государства и партии в отдельных случаях не брали с собой охрану при поездках и передвижениях.

3 декабря 1934 года нарком внутренних дел Ягода подписал приказ:



«За халатное отношение к своим обязанностям по охране государственной безопасности в Ленинграде снять с занимаемых должностей и предать суду руководство Управления НКВД по Ленинградской области».

Продолжение следует.