воскресенье, 24 октября 2021 г.

НОВЕЛЛА СЕМИДЕСЯТАЯ.

 

ЧЕРЕЗ ВСЮ СТРАНУ.

Вернемся к карьере. В Питер я заскочил на несколько дней, поскольку у меня уже был действующий контракт на постановку  спектакля в театре Великого Новгорода. Пока я работал у Дядьки, мы постоянно созванивались с новгородским директором, решая вопрос о названии. Варианты были разные, но во время очередного разговора директор вдруг сказал:

- Знаешь, Семён Яковлевич, я тут прочитал пьесу Гриши Горина «Шут Балакирев». Хочу «Шута».

Я облез! Сложнейшая пьеса, с которой намучился Марк Анатольевич Захаров, имея в главной роли такого великого артиста, как Олег Янковский!

Директор сказал: «Доверься мне. У меня есть Петр и Екатерина. Балакирева я выписываю из театра моей однокашницы - директора в Пскове. Решайся!»

Контракт был солидный, вызов – стоящий. Ну, что было делать? Я ответил: «Йес!»

Отдохнув несколько дней дома в Питере, я на вполне удобном автобусе покатил в  Великий. 

 

 При этом, пока я работал в Тошкенте, у меня было немного времени поразмыслить о пьесе Горина, которого я, к сожалению, лично не знал. Когда пьеса появилась  в театральных кругах, я, естественно, ее прочитал, и она меня совершенно не затронула. Но тут ситуация была принципиально другой.

Товстоногов говорил, что, если в силу той или иной причины, вы решились на постановку, извольте влюбиться в пьесу и  ее автора! Иначе вы неизбежно с треском провалитесь и поставите под вопрос свою дальнейшую карьеру.

Это было мудро. Разумеется, если автор, действительно, талантлив. Сомневаться в таланте Горина у меня оснований не было. Особенно, памятуя уроки Товстоногова, который говорил:

- Если автор - драмодел, вроде (тут он назвал пару-тройку фамилий, которых я не хочу обижать), делайте с его пьесой, что хотите. Хуже не будет. Но, если вы в решении темы не согласны с Чеховым, перечитайте его ещё пару-тройку раз. Скорее всего,  прав окажется Чехов.

Имея огромный опыт и практику, я смею утверждать, что Мастер ни в одном своём утверждении не ошибся. Но, в принципе, любой спектакль – это лотерея. При всём профессионализме и всех понтах.

Итак, я засел за пьесу. Время поджимало. У меня были ночи на знакомство с Тошкентом, на обдумывание репетиционного плана в дядькином театре, а тут ещё появилась новая заноза.  Впрочем, заноза сладостная. Я перечитал пьесу несколько раз и понял, как был прав Мастер. Пьеса, на то время, была гениальной. Сейчас, она уже немножко устарела. Впрочем, не могу исключать того, что она, как и вечный «Гамлет»,  будет оживать каждые 10-20 лет, что в ней будут находиться новые темы и нюансы, потому как настоящее искусство вечно.

Первое, что я сделал в Новгороде - отсмотрел  несколько спектаклей с артистами, которые предполагалось занять в моей работе. С удивлением, я обнаружил, что в этом, в общем-то,  мёртвом театре, есть живые, хотя уже отчаявшиеся,  артисты! 

 

 Впрочем, там было и болото. Как и нынче в Капитолии. Нужно было вселить надежду в отчаявшихся, перетянуть на свою сторону сомневающихся, и отстрелять бездарных. Последнее – это самое сложное в процессе.  Пиявки цепляются за жизнь, и трудно их в этом обвинять.

До понедельника.

20 комментариев:

  1. Хорошим психолошо ещё нужно быть когда с людьми работаешь, это точно.

    ОтветитьУдалить
  2. Это точно! Когда Учитель брал нас в свою мастерскую, я не сразу понял, почему он говорил, что всегда отдает предпочтение абитуриентам - врачам или учителям. Потом уразумел. Это не касается студентов-артистов. Они должны быть молодыми и глупыми.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, Семен, я с вами согласна! С каждым годом мы становимся мудрее...

    ОтветитьУдалить
  4. Не сказал бы, если судить по себе самому. Этот постулат, возможно, верен лет до шестидесяти. А уж потом - чистое увы!

    ОтветитьУдалить
  5. Семён Яковлевич! Всё-таки это было большой смелостью, не зная состав актёров, браться за серьёзную пьесу! Вас вдохновил Товстоногов?

    ОтветитьУдалить
  6. Особой смелости тут не надобно, дорогая Людмила Фёдоровна. Это профессия. Практически, всех известных режиссёров приглашают на постановки в другие театры. Труднее всего было в Японии, всё незнакомое. И всё через переводчика. А Георгий Александрович - это мой второй отец. Это навсегда. Кстати, он говорил: "Когда приезжаете работать в незнакомый театр, сразу соглашайтесь с традициями и привычками этого театра. Иначе неизбежно провалитесь". Иными словами - "Не лезь со своим уставом в чужой монастырь!"

    ОтветитьУдалить
  7. Работа с театральным коллективом особенно трудна, ведь кроме того, что собственно пьесу надо ставить и за короткое время должен продемонстрировать результат, ты должен предвидеть, как артисты себя поведут в спектакле, поддержат ли тебя или наоборот завалят, когда спектакль пойдёт. Надо учесть, кто за кого, у кого какие личные приязни и друг к другу, какие стремления…
    Да там целый клубок эмоций, и у режиссера ведь нет практически рычагов, кроме как апеллирование к мотивации и к прочтению пьесы в своём видении.
    Очень сложная работа, особенно когда приезжаешь по контракту из ниоткуда в театр и не знаешь труппу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо же! А мне казалось, что как раз наоборот…

      Удалить
  8. Всё это справедливо. Но, честно говоря, поставить спектакль в чьём-то театре намного легче, чем руководить своим.

    ОтветитьУдалить
  9. Как всегда, прекрасный слог ! Спасибо !

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, дорогой! Скоро начну новую серию новелл на совершенно иную тему.

    ОтветитьУдалить
  11. Интересные взамоотношения в театре, Семен. Только не надо называть людей пиявками, они ведь кушать хотят и у них семьи.

    ОтветитьУдалить
  12. Наверное, я не прав и жесток. Но некоторые из них высасывают из нас, режиссеров, столько крови, что... Вам это трудно понять. Что делать - каждый выбирает свой путь и свою Голгофу.

    ОтветитьУдалить
  13. И ещё. Владимир Семёнович Высоцкий, с которым я был только шапочно знаком, писал: "Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, в чём отчитаться перед Ним!" О себе этого сказать не могу. И любил, и ненавидел, и даже предавал, и нет мне прощенья.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну,Семен, не надо так к себе, любимому... А серый вас любит.

      Удалить
  14. Какое же это великое искусство. Могу только сравнить с дирижёрским. Надо прочувствовать произведение. Дать свою трактовку, ощутить его всеми своими фибрами. И гармонизировать с эпохой, с современностью. Подобрать актёров и извлекать из них, как из инструмента, нужные звуки. И гармония нужна, и ритм... Это ведь труд не логический, умозрительный. А такой чувственный, от сердца. Как такие люди, как Вы, Семён, чувствуют мир? Других людей? Себя?

    ОтветитьУдалить
  15. Сколь не ставил спектаклей я, как и мой великий Учитель, но никогда не знаешь, когда тебя клюнет в темечко, как однажды сказал мне замечательный театральный художник, Март Фролыч Китаев, с которым мне довелось однажды работать. Всё от Бога. Хочешь верь, хочешь не верь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верю. Думаю, талантливые люди чистые проводники его воли.

      Удалить
    2. Не знаю. Не уверен. Но хочется думать, что это так. Во всяком случае, перелистывая страницы моей славной карьеры, я бы не хотел начать всё сначала. По-моему, что мог, то и отдал Господу за всё, чем Он меня одарил.

      Удалить
    3. Хорошо. Все долги выплачены. Теперь можно пожить свободно, для себя.

      Удалить