суббота, 15 мая 2021 г.

НОВЕЛЛА ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ (продолжение).

 Восток – дело тонкое!

          

Очередной скандал случился только через три или четыре недели. Народный артист (не буду его называть, поскольку это,  действительно, очень одарённый человек, объявил, что не будет выполнять поставленную мной задачу, поскольку это попахивает оппортунизмом.) Возможно, он был парторгом, уже не помню. Мы с ним побеседовали по душам, и я сказал, что, хотя мы и расходимся в некоторых идеологических позициях,  я принимаю его аргументы, и задачу мы поменяем на ту, которая не будет вызывать его гражданский протест.

В принципе, то из-за чего он окрысился, было полной хренью, но я в своей театральной карьере всегда принципиально занимал конформистскую позицию, помня заветы Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Он говорил, что театр – это цепь неизбежных компромиссов, но главное при этом, не переступить ту грань, за которой начинается соглашательство. Об этом, кстати, всегда говорил и Товстоногов.

Ситуация утряслась, и до премьеры больше конфликтов с артистами у меня не было.

Всё свободное время, коего было чертовски  мало, я посвящал Тошкенту. Его людям, его быту, его архитектуре.

 

 

 

Слева – памятник Тамерлану. К сожалению, мне не удалось съездить в любимые мною навеки Самарканд и Бухару, но…  Или ты «пахарь», или турист. Совместить невозможно. Особенно, когда за работу тебе реально платят вовсе не плохие деньги А  холявить я не привык. Папа так учил.

С водителем Шефа, Абдулой, у меня сразу возник контакт. Изначальная взаимная симпатия. С ним было несколько забавных историй. Первая случилась, когда Абдулла зашел ко мне в нумер. Я завтракал. Абдулла увидел на моем столе патыр – узбекский лаваш, который готовится в тандыре, специальной печке.

- Почем брал, - поинтересовался Абдулла.

- Пять рублей на базаре, - беспечно ответил я.

Абдулла побледнел

- Тебя гнусно обманули, - закричал он. – Эти подонки поняли, что ты русский. Самый лучший патыр на базаре стоит, максимум, три рубля. Ну, да я узнаю, кто эта скотина, которая ограбила нашего с директором Шапирой гостя. Он у нас будет харкать кровью!

Я еле его успокоил и пообещал, что в следующий раз пойду на базар с ним. Если бы я знал,  во что этот визит обратится!

Мы с Абдуллой пошли покупать для меня кулубнику (как говаривал Папанов в известной комедии). Такой «спектакль», который сотворил Абдулла, мне бы  в жизни не поставить.

 

 

 

 

Не успели зайти в ворота базара, как со всех сторон пролетел шёпот:

- Абдулла! Абдулла с гостем пришёл!

 

Продолжение следует.

До понедельника.

 

 

         

5 комментариев:

  1. Семён, здравствуйте! Театр – это цепь неизбежных компромиссов. Интересная мысль. А Вам часто приходилось идти на компромиссы? Тем более, на востоке...
    Вы гуляли по Ташкенту? А что Вам больше всего понравилось в этом городе?

    ОтветитьУдалить
  2. Я в принципиальный конформист. Самое трудное - не перейти черту и не стать соглашателем. В театре преуспевают те руководители, которые это умеют. Из "Старого Дома" я ушёл после 10-ти лет успешной работы, когда сильно перегнул палку в другую сторону.Видимо, мы с директором , просто исчерпали свой совместный творческий ресурс. Просто осточертели друг другу.
    Что до Тошкента - это сказочный город. Но только в радиусе пяти-шести километров от центра! Стоит выйти за эту невидимую черту - сплошные мазанки, как в Бухаре времён Ходжи Насреддина.

    ОтветитьУдалить
  3. Как только мы перебрались в Душанбе, на следующий же вечер постучал в нашу дверь колоритный сосед-таджик в стёганном чупане, подпоясанном тремя платками (стало быть у него три жены, как нам потом растолковали) и спросил, а нельзя ли ему по нашему телевизору досмотреть индийский фильм, его телевизор сломался прямо посередине фильма.
    У нас тогда был маленький переносной телевизор Юность, и я его просто дала соседу, ибо мы практически не смотрели телевизор вообще. Сосед так растрогался, рассказал, что эту квартиру он держит, чтобы останавливаться, когда он бывает в Душанбе, а живет он с семьей в районе. С тех пор он просто заваливал нас орехами, домашними лепёшками, фруктами.
    И вот мы получили наконец разрешение на выезд в Израиль после 7 лет борьбы за этот самый выезд в 1988г. Как он про это прознал, не знаю, но опять звонит в дверь: пришёл вас поздравить: «Это хорошо, что вы сами выезжаете, а то, знаете, если бы мне приказала община вашу семью вырезать, то я смог бы только вас предупредить, чтобы вы бежали налегке, иначе всю мою семью на моих глазах бы вырезали, а меня оставили в живых с этим кошмаром мучиться...»
    Это я так, на счёт мусульманского дружелюбия и гостеприимства.
    Тогда я ничего не поняла. Зато пожив в Израиле 12 лет, очень даже хорошо уяснила себе смысл слов своего бывшего соседа. На ярких примерах.
    И да, в Ташкенте я тоже бывала несколько раз. Красивый город, хлебный. И места красивые...

    ОтветитьУдалить
  4. В Душанбе я бывал не раз. Тоже очень красивый город. Но о последнем визите с гастролями абаканского театра вспоминаю с ужасом. Я уже описывал эти события где-то в районе 30-й новеллы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы выехали как раз до переворота. Те люди, что уезжали после путча, рассказывали, как переворачивали и поджигали троллейбусы, как матерей, зашедших забрать ребёнка из детсада насиловали на глазах у их детей, как громили все подряд вокруг. Отец моей хорошей знакомой потерял дар речи, когда они всей семьей выглядывали их окон своей забаррикадированной квартиры с видом на проспект Ленина. Их пронесло, никто к ним не полез, но он так и не смог заговорить потом...

      Удалить