понедельник, 28 августа 2023 г.

ПОВЕСТВОВАНИЕ ДЕВЯТОЕ (продолжение).

                                         Четвертое покушение.

Динамитная война (окончание).

Все изменилось в 1812 году. Российский дипломат и ученый Павел Львович Шиллинг изобрел искровой угольный взрыватель. Осенью 1812 года на Неве электричеством была впервые взорвана подводная пороховая мина.

В месте контакта заостренного угольного электрода происходит сильный разогрев при прохождении электрического тока.  В 1829 году впервые на войне, при осаде турецкой крепости Силистрии, Карл Андреевич Шильдер применил электрический подрыв заложенной мины.

В 1842 году академик Борис Семенович Якоби создал подрывную машинку («магнитоэлектрическую батарею»). А в 1850 он изобрел электрический взрыватель с платиновой проволокой.

Медные проводники соединялись тонкой платиновой проволокой. При пропускании электрического тока она разогревалась и поджигала пороховой заряд.

Во время Крымской войны 1854-55 годов наши саперы использовали электрический подрыв мин при обороне Севастополя, тогда как противник использовал огнепроводные шнуры Бикфорда и Лаверьера. В результате мы имели 1 отказ на 94 мины, а противник 26 отказов на 136 мин.

Все эти сведения были секретными до выпуска «Наставления по электрическому взрыванию зарядов ВВ» (1859 г.)

Поскольку для подрыва мины был необходим надежный взрыватель, Кибальчич разработал собственную конструкцию. За основу он взял не только взрыватель Якоби, но и более современные разработки. Взрыв мины состоял из двух этапов. На первом этапе нагрев платиновой проволоки инициировал заряд гремучей ртути. Далее срабатывал промежуточный заряд-детонатор из смеси пироксилинового пороха и нитроглицерина.

Такой способ подрыва мины не давал осечек даже в холодное время года. Военные минеры высоко оценили конструкцию Кибальчича, когда исследовали мину, извлеченную из подкопа на Малой Садовой.

Но кроме самого взрывателя необходимо было разработать электрическую схему подрыва. В армии использовались магнитоэлектрические машинки Якоби, но Кибальчич пошел другим путем.

В целях конспирации он использовал гальваническую батарею Грене и катушку Румкорфа. В отличии от подрывной машинки эти вещи могли просто указывать на интерес студента или разночинца к модному исследованию электричества. Вся система размещалась в двух чемоданах.

Генрих Даниэль Румкорф в 1851 году создал мощную индукционную катушку, носящую теперь его имя. Ее упрощенный аналог — катушка зажигания в автомобиле.

Гальваническая батарея была построена на основе бутылочного элемента Грене (хромовый элемент). В нем использовался цинково-угольный электрод и смесь хромовой и серной кислоты.

Достоинство этого гальванического элемента было в том, что при поднятии цинкового электрода из раствора электролита он мог неограниченное время находиться в состоянии ожидания. При опускании электрода он вновь начинал свою работу.

К осени 1879 года народовольцами было получено достаточное для трех мин количество динамита, подготовлено несколько комплектов гальванических батарей и индукционных катушек. Впервые в истории теракт проводился на железной дороге. Решено было взорвать царский поезд. Работы по минированию железной дороги велись  одновременно на станции Гниляково под Одессой, в Александровске (Запорожье) и у Рогожской заставы в Москве.

Летом 1879 года убийством царя занимались уже не случайные одиночки, это была серьезная акция, которую спланировала организация «Народная воля». 

Царь возвращался поездом из Крыма в столицу. Обычно в таких поездках император со своим окружением передвигался двумя составами. В первом ехала свита (поэтому его называли свитским), во втором – сам император. В этот раз очередность изменилась из-за внезапной поломки свитского поезда.

Не знавшие об этом террористы пропустили первый состав и взорвали бомбу на путях во время прогона второго, но императора в нем, конечно же, не было.

        До понедельника.

                                    Продолжение следует.

 


5 комментариев:

  1. Ещё и таких важных лиц были дублёры как раз для таких слуаев. Нет смысла убивать кого-то, если при этом не меняется сама система.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень похоже на ситуацию с Пригожиным! Самолёт взорвали, а где сам Шеф?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вроде бы шефа нашли. Так говорят СМИ. Кто ж им сейчас верит.А в принципе, какая разница. Ушёл он с мировой арены. Вот и всё.

      Удалить
  3. Такие сложные исследования при изготовлении мин, Семен. Столько людей работами над ними. А царя в поезде и не было.

    ОтветитьУдалить
  4. Это точно. Мы предполагаем, а Бог располагает. И вообще, сколько кретинов занимается приспособлениями для убийств место того, чтобы хоть хлеб выращивать. А сегодня что? Бомба на бомбе!

    ОтветитьУдалить