суббота, 9 ноября 2019 г.

НОВЕЛЛА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ.


У этой новеллы по первоначальному плану было целых пять серий! Но, по зрелом размышлении, я решил уложить её всего в три поста. Если будет скучновато, уж не взыщите. Просто бросьте читать! 

                           Норильск. 

Крайний север! Легендарный город Норильск! В норильском театре я прослужил очередным режиссёром шесть лет. Совершенно незабываемый период моей биографии!
На севере всё настоящее – суровая, но необыкновенно красивая природа; мужественные, реально, чего-то  стоящие  люди; тяжелая  работа. Там  все было впервые: полёт на самолёте, северное сияние, мороз за минус 60 градусов в течение почти трёх месяцев, фантастические Талнахские горы, чёрная пурга…  Да одно только перечисление заняло бы страниц десять!



 



Как я туда попал. Почему-то меня всю жизнь тянуло на север, хотя родители мои были уроженцами южных краёв, а отец служил то на Дальнем Востоке, то на ближнем юге и был переведён в I-й ленинградский военно-морской госпиталь (в котором впоследствии  поочредно служили и моя мама, и сестра, и я сам, конечно, уже  после войны). И вот, в январе 1979-ого года, незадолго до того времени, когда нам предстояло разъехаться на дипломные постановки, Георгий Александрович Товстоногов с группой российских режиссёров гостил на Туманном Альбионе в театре Питера Брука (тоже – легенда мирового театра). Вернувшись, он, разумеется, рассказал много интересного, а потом объявил:

- Кстати, я в поездке познакомился с очень интересным мастером, главным режиссёром норильского театра, Леонидом Савельевичем Белявским. Он попросил меня прислать кого-нибудь из моих дипломников на постановку в Норильск. Кто тут из вас северный человек?
Я мгновенно понял, что «это мой путь» (название одной из лучших песен Фрэнка Синатры).  А Георгий Александрович не раз говорил, что на перекрёстках главных жизненных дорог, Судьба каждому из нас дарит один единственный шанс: вскочишь сдуру не на своего коня – сбросит, и прости-прощай карьера!; прозеваешь своего, не рискнёшь,  – результат тот же!
Меня, как будто пружиной подбросило.
- Я! Я северный человек, Георгий Александрович!
- Ну, значит, и поезжайте с Богом, - сказал Мастер. – Сам-то я на севере не бывал. Приедете – расскажете. Да и поучиться у Белявского будет чему.
Приключения начались еще в бухгалтерии института. Дипломникам оплачивался проезд к месту назначения исключительно по «железке» в плацкартном вагоне.  А в Норильск «только самолётом можно долететь»! ВУЗу пришлось писать письмо в министерство, которое, в виде исключения, дало добро на самолёт!
И вот я, экипированный в тулуп, который мне одолжил мой однокурсник, заядлый охотник, будущий многолетний руководитель самарского Академического,  Славка Г., усаживаюсь в аэропорту Пулково в кресло первого советского пассажирского реактивного лайнера Ту-104! Эта модель падала чуть ли не чаще, чем летала (25 % аварий всего парка!). Про неё злые языки даже песенку сочинили, которая исполнялась на мотив похоронного марша: «Ту-104 – самый лучший самолёт!» Но тогда я всего этого не знал и был счастлив.
Благополучно прибыв в Москву, я, как богатенький Буратино (ну, как же, первые командировочные в кармане!), взял такси и на нём проехался через всю столицу, в которой доселе  тоже ни разу не бывал,  из Шереметьева во Внуково, где сел в Ил-18, действительно, один из самых удачных советских самолетов того времени.  Летели мы ночью.  Разумеется, я не спал. Вдруг, часа через четыре полёта, я увидел, что у лайнера что-то горит! Не успев ужаснуться, я понял, что это во весь горизон, сверкая и переливаясь, полыхает цветное северное сияние. Описать не берусь тот, кто видел – поймёт, кто не видел – не прочувствует.






И вот, мы приземлились в аэропорту Норильска Алыкель, который на много лет стал для меня родным домом. Метель была так себе, ветер не больше 12-15 метров секунду, мороз сносный – всего минус 43 градуса. От Алыкеля до Норльска ходил поезд из 4-5 вагончиков, который частенько на пять-шесть часов застревал по пути в тундре, когда заметало колею.


 



Но мне в тот раз повезло. Я прибыл вовремя. На станции уже ждал зам. директора, который проводил меня в гостиницу «Норильск». Там, в прекрасном двухместном номере, я в одиночку (ну, исключая нескольких симпатичных северяночек, уж извините за подробность) и прожил весь первый сезон. В этой гостинице жило несколько артистов и режиссеров, что не удивительно, поскольку её директором была жена директора театра, бывшая «капо» в Норлаге, но прекрасная, добрейшей души женщина.

Я, как был в тулупе, так и рухнул на койку – сказалось многообразие впечатлений. Выспался замечательно. Утром спустился в буфет, откушал поджарки из «гов.» (Так и было написано! Разумеется,  имелась в виду говядина) и отправился в находившийся неподалеку  театр. Стояла полярная ночь, пуржило, видимость была ниже средней. По стеночкам домов я дошёл до Севастопольской улицы, повернул, как мне объяснили, налево, прошел ещё несколько сот метров, увидел метров в пяти перед собой стоящую поперёк Севастопольской арку, на которой красовалась, переливаясь неоновыми огнями,  вывеска: «Театр имени Маяковского». Обрадовавшись, я проскочил сквозь арку и…


Продолжение следует.


До понедельника.








33 комментария:

  1. Как оптимистично расписана суровая Норильская реальность. Впечатляет. Довелось же и Вам поколесить, полетать.

    ОтветитьУдалить
  2. Норильск - страшнейший но сказочный город. Вообще Север затягивает, как зыбучие пески. Старожилы, пережившие ГУЛАГ, и не нашедшие в себе силы уехать, то ли из-за проблем с психологией, то ли по здоровью (приехать на Север просто, уехать - увы!), мне говорили: "Старик! Или беги отсюда через три года минус один день, или останешься здесь и ляжешь в мерзлоту!" Я смог оторваться через шесть лет из-за тяжелейшего семейного конфликта. Тогда мне было вообще всё равно: или в петлю, или куда попало! А без оптимизма там и суток не проживёшь. Кстати, там научились в тяжелые времена мгновенно определять "крыс" (стукачей). Как истинные норильчане это делали - ума не приложу! Но "крыса" не выживала недели! Такой город. Такие были люди! Сейчас не знаю, очень давно там не был. Нынче Норильск снова режимный город, а друзей у меня там, практически, не осталось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что значит «Нынче Норильск снова режимный город»?
      Опять превращён в ссыльный лагерь?!

      Удалить
  3. Это даже объяснить невозможно! Кое-что из того, кто таков Север и Мать его, Чёрная пурга, я описываю дальше. Страшно! Но как же прекрасно!!! Тоска и счастье на всю оставшуюся жизнь!

    ОтветитьУдалить
  4. Как интересно будет прояитать продолжение северной истории, ждем :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Новелле "Норильск будет посвящено ещё два поста. Впрочем северная тема этой новеллой не будет исчерпана.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Семён! Как красиво северное сияние! Впервые увидела его в блоге Ирины Коткиной "Чумотека". Суровые зимы в Норильске. Я хотя и живу в Сибири, но у нас зимы помягче.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. После Норильская я тоже много лет работал в Сибири, так что хорошо знаю этот край и его климат. Однако северного сияния больше видеть вживую не привелось. А зимы нынче в Норильске стали скверные. Настоящего полярного мороза, почитай, вообще уже не бывает.

      Удалить
  6. Семен, ну Вы и путешественник!!! Вы пишите книгу? Пишите...! Я конечно не видела северного сияния и такой пурги, а холод какой, даже не представляю выдержала бы? Но для меня уже испытание, это самолет, на этом можно закончить...!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Господи, Ирочка! Что там самолёт! Дальше будет и про самолет, и про ероплан, и про то, как мы привезли в обтекателе самолета кучу дырок от крупнокалиберного пулемёта, убегая с гастролей из восставшего в поисках независимости Душанбе! Да что там... Бог меня берёг!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Семен, мне уже страшно...! У Вас хороший Ангел Хранитель, никогда Вас не покидал! Так пусть так будет ВСЕГДА!!!

      Удалить
    2. На своего ангела я никогда не жаловался! А уж поработать ему пришлось - всем бы так! Мы бы этих америкосов уделали на раз!

      Удалить
  8. Да уж и не говорите, дорогая Анна Борисовна! Не помню, сколько налетал наш Господин Президент, но и я, кажется, не меньше! Да и география перелетов почти сравнима.

    ОтветитьУдалить
  9. Никогда не была в таких суровых краях. При упоминании мороза вспоминаю слова коллеги, живущей в частном доме (Краснодар): "Когда на дворе холодно (+3-5), то плакать хочется". Как-то в последнее время стала на себя "примерять" это "плакать хочется" и поняла, что холод - давно не моё.
    А рассказ интересный. Жду продолжения.

    ОтветитьУдалить
  10. Дорогая Галина! Про +3+5 мне превесело слышать! А в Краснодаре я поставил один из лучших моих спектаклей. И, хотя человек я северный, Краснодар вспоминаю с любовь.

    ОтветитьУдалить
  11. Кстати, Галя! Я свободно владею польским языком. Если что - могу консультировать или профессионально переводить.

    ОтветитьУдалить
  12. Романтика Севера для молодого выпускника безусловно вещь бодрящая!

    ОтветитьУдалить
  13. Норильск нынче не ГУЛАГ. Просто при Советах в него не было свободного допуска. Только с норильской пропиской и - для гостей - по пропускам, чтобы не появлялись всякие спекулянты, махинаторы и прочий мусор. Да и шпионы с диверсантами - тоже. Слишком дорого было бы для страны и северян. Потом город "разблокировали", и это плохо кончилось. Пришлось несколько лет вычищать из него всякую заразу и вновь вводить пропускной режим. Я по убеждениям монархист, но считаю это решение одним из немногих разумных решений нынешних наших властей, хотя вполне лояльно отношусь к Путину, считая его достаточно действенным и авторитетным лидером. Полагаю, полезнее было бы, если бы он официально объявил себя диктатором или Государем. Для России это стало бы благом. Но... Не я решаю. А что касается до романтики - я всегда был и остаюсь романтиком со щенячьим восторгом от ветра дальних странствий, как писал мой кумир, Александр Грин.

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте, Семён! Давно к Вам не заглядывала в силу некоторых обстоятельств. А тут такие СЕВЕРНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ. Где Вы только не бывали! Можно только позавидовать...
    Таких холодов, как в Норильске, у нас в Омске, конечно нет... Но сейчас уже -14, дождь со снегом (ветер так и воет). Видимо, люди привыкают к своему климату.

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    После Норильска и Хакасии я 12 лет жил рядом с Вами в Новосибирске, так что сибирской погодкой тоже знаком не понаслышке. Разумеется, достаточно часто бывал в Омске, общался с легендарным Ханжаровым, хорошо был знаком с Мездричем, а Генка Тростянецкий просто мой однокурсник. Вот как оно сложилось в жизни и карьере.

    ОтветитьУдалить
  16. Никогда не была на севере.
    Какая у вас богатейшая биография! Как всегда, очередная захватывающая история. Жаль, короткая. Буду ждать продолжения.

    ОтветитьУдалить
  17. Не буду ждать, а уже жду с нетерпением.

    ОтветитьУдалить
  18. Дорогая Додо! Только две цитаты:
    1. "Краткость - сестра таланта!" (Козьма Прутков)
    2. "Долгих песен не бывает, сын мой!" (Так говорит деревенский поп в рассказе В.М.Шукшина "Верую")

    ОтветитьУдалить
  19. Красивое северное сияние, Семен. Как вы относитесь к сильным морозам после Норильска?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоскую, Надежда! До сих пор тоскую. И по Норильску, и по норильчанам,и по Талнахским горам, и по аэропорту Алыкель, и по северному сиянию, и по морозам за -60! Я вообще очень привязчивая "собака", особенно, к "моим" городам. Есть ненавидимые "прокуратором" города, такие, как Ачинск, Красноярск, Москва... Есть любимые больше или меньше - самая большая моя любовь это пять городов: Питер, Кандалакша, Абакан, Варшава и Токио. Хорошо мне было и в Новосибирске, тем более, там сейчас живут и моя бывшая жена, с которой нынче мы в очень добрых отношениях, и мои дети, и мои внуки... Но это не то.

      Удалить
  20. Здравствуйте, Семён! Когда-то прочитала в интервью одной ростовской актрисы, что счастье - в прошлом.Читаю Ваши воспоминания о суровых краях - интересно, содержательно и...познавательно. Как известный поэт восклицал "никогда я не был на Босфоре", так и я скажу -нет, не была на севере...ещё - люблю творчество Александра Грина с юных лет. Жаль, что нынешние подростки не читают его феерии. Не буду бухтеть, но чтение печатных книг - удел немногих. Извините за многословие...

    ОтветитьУдалить
  21. Здравствуйте, Ирина! Спасибо за весточку. Я тоже зашёл в гости на Ваш блог и подписался. Грин - то давно "моё все". Я поставил по нему и о нём три спектакля, один, действительно, хороший. Это мюзикл "Бегущая По Волнам" в Петрозаводске. Жаль, прошёл он всего восемь раз, а потом эти нацики-карелы просто закрыли русский театр. Что же до многословия... Так ведь и по окончании карьеры, на пенсии. Есть время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Бегущую по волнам" А.Грина читала и видела одноимённый фильм.
      Мюзикл,представляю, как здорово! Жаль, что театр закрыли...

      Удалить
    2. Если хотите, Ира, могу сбросить ссылку на запись спектакля в интернете.

      Удалить
    3. Семён, с удовольствием посмотрю, спасибо)

      Удалить
  22. 1. Бегущая по волнам I акт
    https://cloud.mail.ru/public/BFWL/a8cWWY3Bm
    2.Бегущая по волнам II акт
    https://cloud.mail.ru/public/6dEU/yf7YL3VWi Как открыть:
    Для этого нужно найти в облаке сноску(если не найдёте в облаке, прямо сохранить сноску), сохранить файл (он скачается в папку "Админ" на рабочем столе, в этой папке в папку "загрузки"), из "загрузок" скопировать сохраненный файл в любую рабочую папку. После этого, данный файл свободно откроется в этой папке.
    К сожалению, качество записи оставляет желать лучшего, особенно, звук, поскольку писал не профессионал с балкона и с одной камеры, без выставления микрофонов на сцене.

    ОтветитьУдалить