суббота, 5 июня 2021 г.

НОВЕЛЛА ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ (продолжение).

                              Восток - дело тонкое!

         

Уже с визой   я совершил очередную вылазку в Тошкент  по линии какого-то трамвая. Была жуткая жара, а выходной один. Утром следующего дня пришёл Абдулла и спросил, как я провел выходной. Я рассказал ему, что дошёл до конечной станции какого-то, уже не помню,  нумера трамвая.  Вышел на горное озеро, кажется, его звали Урунгач. Потрясающе красивое озеро.

 

 

Абдулла осел и кротко сказал:

- Ти  чокнутый.  Да если бы я в такую жару доехал туда на машина, то потребовал бы у директора Шапиры три дня отгула!

И последняя история с Абдуллой. Тут надо сделать небольшое отступление. В Тошкенте Абдулла был непревзойденным на весь Узбекистан мастером плововарения. Состоятельные семьи на свадьбы детей из всей страны приглашали именно его варить свадебное угощение. Он мне рассказывал, что начинал варить в  три часа утра котел от  30-ти до 60-ти литров. Начиная с семи утра появлялись гости. На каждую партию гостей полагалось по пол-часа. 15 минут на едение плова, быстрая мойка посуды, и следующая партия. И так, пока все не наедятся.

- Я, - сказал Абдула, - брал с собой бутерброды, поскольку мне ничего не оставалось.

Но и приглашали Мастера не жрать. Платили щедро, не жмотились. Да и было за что!

В один прекрасный вечер Абдулла готовил плов для очередных гостей театра на премьере Шапиры, который выпускал свой спектакль  за месяц  до меня. Я проследил за всем процессом. И записывал творение по секундам. После чего прослыл великим мастером плова в Питере. Это не изготовление кушанья. Это шаманство. Рецептов плова великое множество, но настоящий – один. От Абдуллы.

 

 

 

Главный секрет каждого мастера это зервак! Набор специй в эксклюзивной плепорции.  Мне Абдулла подарил свой рецепт.  Это что-то обалденное. Кто пробовал в России варить плов, ничего в этом не понимает. Настоящий зервак зто таинство, в которое меня посвятил Абдулла. И главный компонент зервака, это даже не шафран (или куркума, как принято на наших базарах). Главное – зира!! То, чем торгуют на наших базарах, к настоящей зире не имеет никакого отношения!  Это турецкая подделка. Абдулла купил мне пол-кило зиры у своего личного  поставщика. Прошло больше 15-ти лет, а абдуллаева зира, вернее то, что от неё осталось, так же свежа и ароматна. К сожалению, осталось только на 2-3 плова! Но и старых друзей у меня осталось… на два-три плова.

 

Продолжение следует.

 

До понедельника.

 

 

 

8 комментариев:

  1. Всё верно, какой плов без Зиры. Но и тут пропорции соблюсти нужно, чуть переборщишь и всё.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Искал на всех базарах Питера у всех южных людей - нет зиры! Чистый суррогат. Нашел только в Краснодаре на базаре, когда ставил там спектакль.

      Удалить
  2. На Кубани со специями проблем нет: адыги, абхазы, армяне и прочие кавказцы внесли свою лепту в разнообразие нашей рыночной продукции. Но плов лучше есть, что называется, от профессионала, чем готовить его (особенно в условиях квартиры).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну отчего же?! Я в Тошкенте под руководством Абдуллы пару раз сварил. Второй опыт Абдулла одобрил. Так что у нас сложилась многолетняя традиция - собираться на плов у Семёна. Жаль, что почти не осталось друзей-ценителей этой традиции. "Нас осталось мало, мы, да наша боль..." (Булат Шалвович Окуджава),

      Удалить
  3. Вы умеете готовить плов? Настоящий? Удивляете в каждом новом сообщении, Семён Яковлевич!
    И ещё, про Урунгач... Вы видели эту красоту своими глазами? Даже в жару, это стоило того, чтобы увидеть такое ОЗЕРО!

    ОтветитьУдалить
  4. Разумеется, умею его варить! Кто учил? Абдулла! А что касаемо моих походов в жару по Тошенту, то всё рассказанное в настоящем посте было.

    ОтветитьУдалить
  5. Да, зира это основа.
    Озеро красивое. Мы ездили на Червак. Как там красиво.

    ОтветитьУдалить