суббота, 30 мая 2020 г.

НОВЕЛЛА ПЯТИДЕСЯТАЯ (оконччание).


                          Дела давно минувших дней…   

                               … и не только.

 А уже, служа в Норильске, я раз в три-четыре месяца летал в творческую лабораторию  моего Учителя. При советской власти в ВТО (Всероссийское театральное общество) каждый из трех-четырех лучших режиссеров Союза вёл свою экспериментальную лабораторию, в которой продолжали учиться перспективные режиссеры страны. ВТО (Всероссийское Театральное Общество, которое нынче переродилось в СТД – Союз Театральных Деятелей, чего я до сих пор не могу принять и простить авторам идеи) оплачивало эти регулярные командировки.
Было это очень интересно и полезно, потому что Мастера были, действительно, Мастерами.

Однажды, один из моих коллег, которого, кстати, я сменил на посту руководителя новосибирского областного, будущего  театра «Старый Дом», спросил:

- Георгий Александрович, а как быть, если автор пьесы придумал хуже меня, и  моё решение конфликта интереснее?

- Вы знаете, - ответил Мастер. – Если это пьеса современного  драмодела, делайте, что хотите! Авторский гонорар от этого не пострадает, а именно он, родимый, интресует  95 процентов нынешних создателей «шедевров»-однодневок больше всего. Но, если это Чехов, перечитайте пьесу  ещё раз, прежде чем «улучшать» автора. Скорее всего, Чехов, в итоге, окажется прав.

И ещё один забавный случай из товстоноговской лаборатории:

Была скверная погода, скверное самочувствие и скверное настроение. Пока мы садились в Пулкове, в наш самолет  шарахнула молния.

 
 
Борт чуть не опрокинулся, и это, разумеется, не улучшило настроения. Днём мы пришли в кабинет Мастера совершенно разбитыми. Мастер это почуял, хотя не знал о почти состоявшейся катастрофе.

- О чем мы с вами говорили на прошлой лаборатории?  - спросил  усталый после репетиции Георгий Александрович.

- О методологии, - хором ответили мы.

-  Ах, да, о методологии, - поморщился, Мэтр. – А знаете, что? К чёрту методологию! Вы сумели вырваться в Ленинград из Ваших провинциальных  дебрей, смут и конфликтов! И это уже стоит любых методологий. В нашем отделении ВТО превосходный ресторан. Я Вас всех приглашаю на обед, а вечером – ко мне в театр на спектакль. Нужно же когда-то отдыхать, чёрт возьми!

Вот такой он был, Георгий Александрович Товстоногов.

Я узнал о Его кончине в бунтующем Душанбе. Речи о том, чтобы прилететь в Ленинград на похороны Мастера не шло. Я уже писал, что тогда передо мною с директором Светой Добрянской была единственная задача – вывезти оттуда театр без «кадровых» потерь, включая собственные  любимые  шкуры.

На фото ниже - литераторские мостки в Александро-Невской лавре, где покоятся многие великие, в числе которых – Мастер.
 
 
 
Честно говоря, я, подлая собака, уже не помню, когда бывал на его могиле. А сейчас и с Серым-то туда не пустят!  Что делать? Это жизнь. И временами – смерть.


До понедельника.

10 комментариев:

  1. Семён, и то верно - Чехова не переделать, не улучшить. Как же прав мастер был. Кстати, недавно где - то попалась заметка про Новосибирский театр. И название «Старый Дом» - была удивлена приятно, что это Вы так его именовали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, Вика, не каждый день удаётся сочинить что-то стоящее. А вот удалось. Мне уже за семьдесят, осталось не так уж много, а придуманный мной "Старый Дом" останется. Пустяк, а приятно.

      Удалить
  2. Семен, я тоже видела несколько постановок Товстоногова. О нем в последние годы его жизни много говорили и сплетничали, но с его уходом театр Большой драматический не блещет.Было несколько знаменттых артистов, одни уже постарели, некоторые ушли от нас. Вам повезло знать мастера лично.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут ничего не скажешь. Такая удача - это подарок Господа на всю жизнь. Вообще, удивительно, с каким числом Великих свела меня судьба. Сперва в медицине, а потом... Никогда не перестану удивляться и благодарить Господа!

      Удалить
  3. Когда в БДТ был режиссером Товстоногов, туда невозможно было попасть даже со связями моей ленинградской тётушки (она работала в архиве Главного штаба и им там часто давали редкие билеты). Попала впервые лишь четыре года назад, но зато на Алису Бруновну!
    А вот на могиле Мастера, в Александро-Невской лавре была летом 89-го. Тогда не было ещё этого странного памятника, просто море цветов. Почему-то, хоть и давно то было, запомнилось соседство его захоронения с захоронением моего любимого актера Николая Черкасова. Я как раз увлекалась фильмами вроде "Дети капитана Гранта", где он здорово сыграл Паганеля. Вот там памятник ну оЧЧень выразительный! Но это так, к слову...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какое же это было счастье, Галя, когда я, получив студенческий, впервые с ним явился в БДТ, и меня пустили на галерку! А потом четыре с лишним года мы все, ученики Мэтра, каждую неделю по два-три-пять раз показывали ксиву и шли туда, на последний ярус. А потом и в партер на репетиции Мастера! Что же касается Николая Константиновича, то его судьба с Мастером не свела. Но оба были самодостаточны и велики!

      Удалить
  4. Наверное режиссеру необходимо чувствовать состояние актеров и публики, иначе никак не стать великим.
    Русская земля богата талантами.

    ОтветитьУдалить
  5. Режиссёр, обязательно, психолог. Именно поэтому Мастер предпочитал набирать на курс врачей и учителей, которые уже хлебнули, что почём.

    ОтветитьУдалить
  6. Да, настоящий гений. Как Вам повезло знать его лично.

    ОтветитьУдалить
  7. Ну, о чём тут говорить! Божий промысел.

    ОтветитьУдалить