Дела давно минувших дней…
… и не только.
А уже, служа в Норильске, я раз в три-четыре месяца летал в
творческую лабораторию моего Учителя.
При советской власти в ВТО (Всероссийское театральное общество) каждый из
трех-четырех лучших режиссеров Союза вёл свою экспериментальную лабораторию, в
которой продолжали учиться перспективные режиссеры страны. ВТО (Всероссийское
Театральное Общество, которое нынче переродилось в СТД – Союз Театральных Деятелей,
чего я до сих пор не могу принять и простить авторам идеи) оплачивало эти
регулярные командировки.
Было это очень интересно и полезно, потому что Мастера
были, действительно, Мастерами.
Однажды, один из моих коллег, которого, кстати, я сменил на
посту руководителя новосибирского областного, будущего театра «Старый Дом», спросил:
- Георгий Александрович, а как быть, если автор пьесы
придумал хуже меня, и моё решение
конфликта интереснее?
- Вы знаете, - ответил Мастер. – Если это пьеса
современного драмодела, делайте, что
хотите! Авторский гонорар от этого не пострадает, а именно он, родимый,
интресует 95 процентов нынешних
создателей «шедевров»-однодневок больше всего. Но, если это Чехов, перечитайте
пьесу ещё раз, прежде чем «улучшать»
автора. Скорее всего, Чехов, в итоге, окажется прав.
И ещё один забавный случай из товстоноговской лаборатории:
Была скверная погода, скверное самочувствие и скверное
настроение. Пока мы садились в Пулкове, в наш самолет шарахнула молния.
Борт чуть не опрокинулся, и это, разумеется, не улучшило
настроения. Днём мы пришли в кабинет Мастера совершенно разбитыми. Мастер это
почуял, хотя не знал о почти состоявшейся катастрофе.
- О чем мы с вами говорили на прошлой лаборатории? - спросил
усталый после репетиции Георгий Александрович.
- О методологии, - хором ответили мы.
- Ах, да, о
методологии, - поморщился, Мэтр. – А знаете, что? К чёрту методологию! Вы
сумели вырваться в Ленинград из Ваших провинциальных дебрей, смут и конфликтов! И это уже стоит
любых методологий. В нашем отделении ВТО превосходный ресторан. Я Вас всех
приглашаю на обед, а вечером – ко мне в театр на спектакль. Нужно же когда-то
отдыхать, чёрт возьми!
Вот такой он был, Георгий Александрович Товстоногов.
Я узнал о Его кончине в бунтующем Душанбе. Речи о том, чтобы
прилететь в Ленинград на похороны Мастера не шло. Я уже писал, что тогда передо
мною с директором Светой Добрянской была единственная задача – вывезти оттуда театр
без «кадровых» потерь, включая собственные любимые
шкуры.
На фото ниже - литераторские мостки в Александро-Невской
лавре, где покоятся многие великие, в числе которых – Мастер.
Честно говоря, я, подлая собака, уже не помню, когда бывал на
его могиле. А сейчас и с Серым-то туда не пустят! Что делать? Это жизнь. И временами – смерть.
До понедельника.
Семён, и то верно - Чехова не переделать, не улучшить. Как же прав мастер был. Кстати, недавно где - то попалась заметка про Новосибирский театр. И название «Старый Дом» - была удивлена приятно, что это Вы так его именовали.
ОтветитьУдалитьДействительно, Вика, не каждый день удаётся сочинить что-то стоящее. А вот удалось. Мне уже за семьдесят, осталось не так уж много, а придуманный мной "Старый Дом" останется. Пустяк, а приятно.
УдалитьСемен, я тоже видела несколько постановок Товстоногова. О нем в последние годы его жизни много говорили и сплетничали, но с его уходом театр Большой драматический не блещет.Было несколько знаменттых артистов, одни уже постарели, некоторые ушли от нас. Вам повезло знать мастера лично.
ОтветитьУдалитьТут ничего не скажешь. Такая удача - это подарок Господа на всю жизнь. Вообще, удивительно, с каким числом Великих свела меня судьба. Сперва в медицине, а потом... Никогда не перестану удивляться и благодарить Господа!
УдалитьКогда в БДТ был режиссером Товстоногов, туда невозможно было попасть даже со связями моей ленинградской тётушки (она работала в архиве Главного штаба и им там часто давали редкие билеты). Попала впервые лишь четыре года назад, но зато на Алису Бруновну!
ОтветитьУдалитьА вот на могиле Мастера, в Александро-Невской лавре была летом 89-го. Тогда не было ещё этого странного памятника, просто море цветов. Почему-то, хоть и давно то было, запомнилось соседство его захоронения с захоронением моего любимого актера Николая Черкасова. Я как раз увлекалась фильмами вроде "Дети капитана Гранта", где он здорово сыграл Паганеля. Вот там памятник ну оЧЧень выразительный! Но это так, к слову...
Какое же это было счастье, Галя, когда я, получив студенческий, впервые с ним явился в БДТ, и меня пустили на галерку! А потом четыре с лишним года мы все, ученики Мэтра, каждую неделю по два-три-пять раз показывали ксиву и шли туда, на последний ярус. А потом и в партер на репетиции Мастера! Что же касается Николая Константиновича, то его судьба с Мастером не свела. Но оба были самодостаточны и велики!
УдалитьНаверное режиссеру необходимо чувствовать состояние актеров и публики, иначе никак не стать великим.
ОтветитьУдалитьРусская земля богата талантами.
Режиссёр, обязательно, психолог. Именно поэтому Мастер предпочитал набирать на курс врачей и учителей, которые уже хлебнули, что почём.
ОтветитьУдалитьДа, настоящий гений. Как Вам повезло знать его лично.
ОтветитьУдалитьНу, о чём тут говорить! Божий промысел.
ОтветитьУдалить