воскресенье, 8 декабря 2019 г.

НОВЕЛЛА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ.

                                          Первые гастроли.

 Мой дипломный спектакль «Месс-Менд» имел  шумный успех в городе, и меня пригласили на постоянную работу в Норильск.  И опять же – Судьба! Явиться в театр в первый рабочий день после отпуска я должен был… в Москве! Московские гастроли театра планировались, конечно, заранее, но моя дипломная работа так понравилась руководству, что...


…спектакль решили включить в гастрольный репертуар.  В Москве мы работали  на сцене легендарного Ленкома.


 


Не успел я явиться на работу, как директор театра Борис Моисеевич Гольман, нежно взяв меня за ухо, сказал:
- Семён Яковлевич! Не хлопайте ушами, а лучше немедленно найдите московские координаты Мариэтты Сергеевны Шагинян и пригласите её на свой спектакль.   Мариэтта Сергеевна – это  же живая легенда, соратница Ленина!

Мариэтте Сергеевне было тогда 92 года. Конечно, я нашел её секретаря и, конечно, пригласил легенду. Шагинян пообещала придти на второе представление «Месс Менд» в Москве. А на первое представление моего спектакль в Москве планировался визит члена политбюро КПСС, товарища Долгих, когда-то бывшего первым секретарём норильского горкома партии.

Для того, чтобы понять какие удивительные вещи происходили перед спектаклем, нужно сделать небольшое отступление.

Уже не помню, почему именно, но мы с художником спектакля, Рахмановой,  решили, что гроб с телом  убиенного сволочами-империалистами гениального инженера Морлендера должен быть маленьким. Главреж Белявский, посмотрев генеральную репетицию спектакля, спросил, не был ли Морлендер карликом. Как мы объяснили «находку», я тоже не помню, но мудрый  главный сказал: «Значит, так! Пусть это называется не гроб, а урна! Потому что, если это гроб, то в нем мог бы уместиться разве только  Василий Иванович Чапаев (вспомните анекдоты про Чапаева) в раннем детстве!» Откуда ему пришла мысль о Чапае – это вопрос к нему самому!

Так оно в театре и пошло – гробик Василия Ивановича. За три часа до начала театр наводнили люди в сером. Я, как автор спектакля, их сопровождал. Первое, что насторожило этих людей,  так это «гробик». 

- Это что? – спросил старшой.

- Да это гробик Василия Ивановича Чапаева в детстве, - небрежно ответил я.

Старшой думал долго, морщил лоб и инстинктивно сжимал кобуру подмышкой,  видимо, решил, что это такой театральный бредовый образ, но, поскольку он связан с Василием Ивановичем, наверно, в это заложена какая-то революционная идея. И чтобы не показаться неучем, промолчал.  Чистая история про голого короля Ганса Христиановича, нашего,  Андерсена.

Последний вопрос старшого был:

- А в спектакле не стреляют?»

- Стреляют, - беспечно ответил я, - революция ведь,  а что?

- А то, - внушительно ответствовал старшой, - что мы ведь можем открыть и ответный огонь!

Вот такие были времена.

За полчаса до начала второго спектакля я нервно расхаживал возле подъезда театра. Неожиданно у тротуара лихо затормозила машина и из неё выскочила…  Наверно, стоило взглянуть тогда на мою рожу! Это была форменная Баба Яга  (да простит меня разлюбезная моя Мариэтта Сергеевна!)  ростом с половину меня  с кочергой, то-есть, с клюкой в руке и в больших старомодных очках!

 

Не зная, как следует вести себя с соратницей Ленина, я инстинктивно схватил ее за кисть руки и наклонился, чтобы поцеловать.   Старушка отдёрнула руку и заверещала:

- Не надо целовать мне ручку, молодой человек (это  я-то, «молодой человек», один из ведущих хирургов Питера, тридцатилетний амбал)! Во-первых, вы понятия не имеете, как это делается, а во-вторых, когда я была молодая и у меня были свои зубки, я в  ответ целовала кавалерика в лобик, а сейчас у меня зубки вставные и от поцелуя в лобик они могут выпасть из ротика! Если спектакль мне понравится, я подарю Вам мою книжечку с автографом.
Затем она проскочила мимо меня и бодро засеменила в фойе. Слава богу, спектакль ей понравился. Пока звучали аплодисменты, народный артист Саша Амелин наклонился к первому ряду партера, где сидела Шагинян, и легко поднял её на сцену. Мариэтта Сергеевна раскланялась, а потом вдруг прыгнула вперед, и, потрясая клюкой, закричала:
- Товарищи! Бойтесь американских империалистов,  дары приносящих! Не верьте им! Все они сволочи-империалисты-ревизионисты! Да здравствует коммунизм и мир во всём мире!
После этого она удовлетворенно ушла за кулисы, где подписала несколько афиш, одна из которых досталась мне. А на моих многочисленных книжных полках и поныне гордо красуется последнее прижизненное издание её романа «Месс-менд»  с автографом: «С благодарностью Семёну Яковлевичу. Джим Доллар». («Джим Доллар» - это был один  из её литературных псевдонимов и, как мне потом рассказали, так она подписывалась только тогда,  когда была чем-то очень довольна). Через два года её не стало. 

До следующего понедельника.
 




16 комментариев:

  1. Впечатляющая история, Семен. У вас был головокружительный успех.

    ОтветитьУдалить
  2. Если оставить излишнюю скромность, то у меня был не один успех. А дважды бывал и триумф! Но... как я честно признавался, были два чудовищных провала, после одного из которых я всерьёз хотел закончить карьеру. Спасибо отцу Иосифу, который меня вразумил. Потому что, как сказано в гениальной книге Л.Соловьева "Повесть о Ходже Насреддине": "За холодной зимой всегда приходит солнечная весна!" Мудро! И спасибо за отзыв.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Семён! Интересная история! Мариэтта Шагинян и книги написала о Ленине. Мы её книги раньше бережно хранили в библиотеках и рассказывали детям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Книжки Мариэтты Сергеевны про Ленина у меня нет, зато есть "Месс-Менд" с автографом!

      Удалить
  4. Семён, когда столь красноречивое высказывание - ручечку, ротик, книжечку на ум сразу пришла, простите меня, страшилочка
    Дорогие мои детишечки!
    Однажды умерла тётенька, у которой была золотая ручечка... А один бедный дяденька решил заиграть эту ручечку. И вот осенней, тёмной, страшной ночечкой, дорогие мои детишечки, этот дяденька пошёл к той тётеньке... на могилочку...
    И начал копать. Долго-долго копал он, покуда его лопаточка, дорогие мои детишечки, не стукнулась о крышечку гробика... Дяденька внезапно обернулся - в двух шагах, на соседней могилочке, дорогие мои детишечки, стояла тётенька. У неё была только одна ручечка...
    "А где твоя вторая ручечка?" - спросил дяденька...
    "АВОТОНА!!!" - вскричала тётенька и протянула ручечку, чтобы задушить дяденьку за горлышко...
    Вот такой, дорогие мои детишечки, у нашей сказочки счастливый кончик!
    Приятных кошмариков!!!
    Ну это так, к слову. Но все же здорово ведь пообщаться с легендой эпохи, которая до последних дней верна была и одержима своей идеей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мариэтту Сергеевну я процитировал дословно! А за страшилочку большое спасибо. Дядечка Сенечка получил огромное удовольствийце!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Семён! Было так давно, а Вы помните в таких подробностях... Мариэтта Шагинян - из далёкого прошлого, её книги о Ленине постоянно были на слуху. Спектакль Мес-менд смотреть не пришлось, а книжку читала. А ещё у неё была сказка "Повесть о двух сёстрах и волшебной стране" (кажется, так).
    Колоритная фигура. Так и представляю М. Шагинян на сцене...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, Легенда на сцене, особенно, учитывая её рост, это было круто. Особенно, когда она громогласно клеймила американских империалистов.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Семён! Ну, повеселили Вы своей историей. А ведь правду говорила Мариэтта Шагинян про американских империалистов, якобы дары приносящих.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж что там! Мудрая была старушка и ярая коммунистка! А история, точно, была веселая. Глядя на ее подарок (книжка с автографом) всегда улыбаюсь.

      Удалить
  7. Интересные воспоминания, Семён. Всё с большим удовольствием в них погружаюсь. Баздзо мило то слышачь (ну хоть кому-то могу пищьч по-польску).
    С творчеством Шагинян прошли параллельными курсами, т.е. абсолютно параллельными. В родительской библиотеке, которая сегодня моя, нет ни одного произведения автора.

    ОтветитьУдалить
  8. Bardzo przyjemnie czytać polski tekst nawet rosyjskimi literami. Нынче трудно найти даже самые великие книги в библиотеках. Разве что в интернете. Ну, в какой библиотеке Вы найдете Некрасова "В окопах Сталинграда"? В питерской публичке или в библиотеке им. Ленина в Москве - конечно. А даже в районной? Я из любопытства спрашивал. Молоденькая библиотекарша даже фамилии такой не знает!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Семён, какая интересная история, а еще интересней - встреча со старушкой. Такую встречу точно не забыть :)

    ОтветитьУдалить
  10. Ну, что Вы говорите, Наташа! Шагинян, однозначно, легенда! Мне Бог дал не одну такую встречу. Я - счастливый человек!

    ОтветитьУдалить
  11. Какое здание внушительное! Здоровский набросок незаурядной личности Шагинян.

    ОтветитьУдалить
  12. Семен, Вам посчастливилось прикоснуться к легенде, да еще и получить наивысшую похвалу!!! Я не удивлена, потому что Вы действительно очень талантливый человек!!!

    ОтветитьУдалить